Стерлеград » Новости Башкортостана » Рустэм Марданов провел первое заседание Стратегического комитета Республики Башкортостан

Рустэм Марданов провел первое заседание Стратегического комитета Республики Башкортостан

16:27, 28 июня 2018
Рустэм Марданов провел первое заседание Стратегического комитета Республики Башкортостан
Тематическое фото. © sterlegrad.ru

28 июня в Доме Правительства состоялось первое заседание Стратегического комитета Республики Башкортостан, прошедшее под председательством Премьер-министра Правительства РБ Рустэма Марданова. Оно было посвящено разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований региона.

В заседании приняли участие руководители министерств и ведомств, учёные, в режиме видеоселекторной связи – главы городов и районов республики.

Стенограмма выступления Рустэма Марданова:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Приступаем к работе Стратегического комитета республики. Напомню, Стратегический комитет Республики Башкортостан создан для того, чтобы обеспечить взаимодействие республиканских органов, муниципалитетов, предприятий и организаций для достижения целевых ориентиров Стратегии социально-экономического развития, координации процессов прогнозирования, планирования, бюджетирования, составления программ и проектов социально-экономического развития, принятия дополнительных мер для достижения плановых показателей.

В основе нашей деятельности будут стратегические документы, которые должны отражать все целевые показатели, существующие в настоящий момент. Должен сказать, что Стратегия социально-экономического развития в настоящий момент дорабатывается с учётом принятых в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию и майским Указом Президента Российской Федерации №204 целевых показателей социально-экономического развития страны и будет нацелена на достижение этих показателей.

На основе Стратегии будут формироваться все основные документы планирования, прогнозирования, бюджетирования и социально-экономического развития. Речь идёт, прежде всего, о государственных программах, которые должны включать все приоритетные направления социально-экономического развития. Ежегодные документы – прогноз и бюджет – также будут отражать все целевые показатели, которые имеются в настоящий момент. Комплексные планы опережающего социально-экономического развития, которые пришли на смену планам устойчивого социально-экономического развития и направлены на реализацию приоритетов Стратегии, также должны соответствовать целевым показателям.

Мы также считаем крайне важным, чтобы муниципальные стратегии, которые сейчас уже составляются, соответствовали этим целевым показателям.

Должен сказать, что показатели, установленные майским Указом Президента Российской Федерации, являются достаточно амбициозными, потребуют существенной мобилизации и принятия дополнительных мер для их достижения.

В соответствии с ними предстоит обеспечить устойчивый рост численности населения за счёт роста рождаемости и снижения смертности. В частности, суммарный коэффициент рождаемости должен быть увеличен до 1,7. Ожидаемая продолжительность жизни должна повыситься до 80 и более лет. Должен быть обеспечен устойчивый рост реальных доходов граждан и двукратное снижение уровня бедности. В 1,5 раза к уровню 2017 года должен вырасти объём ввода жилья. Существенно должна вырасти доля автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, а также в два раза должно быть сокращено количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Должны вырасти темпы экономического роста. В целом для Российской Федерации стоит задача превышения мировых темпов экономического роста. Республика Башкортостан как один из опорных регионов Российской Федерации также должна обеспечить темпы выше средних, установленных для Российской Федерации.

Амбициозные показатели установлены и с точки зрения развития малого бизнеса. На 60 процентов должна вырасти численность занятых у малых и средних предпринимателей.

В настоящий момент на республиканском уровне происходит доработка Стратегии социально-экономического развития для того, чтобы учесть все показатели майского Указа.

Вы знаете, что Глава Башкортостана Рустэм Закиевич Хамитов уже провёл совещания по ряду направлений майского Указа, на которых состоялось рассмотрение соответствующих целевых показателей. В настоящее время по ним готовятся предложения. Мы также проведём совещания по остальным направлениям майского Указа. Они должны будут обеспечить корректировку установленных у нас целевых показателей.

В дальнейшем будет проведена работа по корректировке основных документов, отвечающих за реализацию Стратегии – прогноза и бюджета, стратегических проектов, которые реализуются в Республике Башкортостан.

На уровне Российской Федерации поручением Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева предусмотрены разработка и реализация таких проектов. Методические рекомендации по разработке национальных проектов и программ утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 4 июня 2018 года. На федеральном уровне в настоящий момент происходит разработка таких проектов.

У нас, на уровне Республики Башкортостан, разработка стратегических проектов началась раньше. Часть проектов находится в высокой стадии проработки, но с учётом вновь принятых показателей они будут скорректированы.

Предстоит работа по приведению в соответствие государственных программ, принятых на республиканском уровне, с тем, чтобы также учесть все приоритетные направления и целевые показатели. Должны быть приведены в соответствие и региональные проекты, часть которых в настоящий момент уже имеется. Значительную их часть ещё предстоит разработать.

Для того, чтобы учесть принятые нормативные документы, мы предусматриваем изменения в принятые у нас нормативные документы по проектному управлению с тем, чтобы они также в полной мере соответствовали принятым на российском уровне.
Как я уже сказал, мы посвятим отдельное заседание Стратегического комитета для рассмотрения того, как будут вноситься изменения в государственные программы, стратегические региональные проекты, а также рассмотрим корректировку целевых показателей по отдельным направлениям республиканской Стратегии.

Сегодняшнее заседание Стратегического комитета посвящено разработке муниципальных стратегий. Мы рассматриваем муниципальные стратегии как один из механизмов реализации целевых показателей федерального и республиканского уровня в конкретных муниципалитетах.

В соответствии с законом предусмотрена разработка стратегий во всех муниципалитетах. В соответствии с планом мы предусмотрели разработку муниципальных стратегий до конца 2018 года. В настоящий момент этот процесс происходит. Уже принято 16 муниципальных стратегий. В ряде муниципалитетов работа по разработке и принятию этих стратегий ведётся.

Для того чтобы все эти разрабатываемые стратегии в полной мере учитывали требования целевых показателей, установленных на федеральном и республиканском уровне, была обеспечена координация в реализации соответствующих проектов и программ, Министерством экономического развития РБ подготовлены методические рекомендации по разработке муниципальных стратегий. Сегодня мы как раз рассмотрим этот документ, хотя он заранее был разослан, и вы могли с ним ознакомиться. В итоге мы должны утвердить эти методические рекомендации и рекомендовать муниципалитетам руководствоваться ими при разработке и принятии муниципальных стратегий.

Что важно здесь отметить? Методические рекомендации содержать целевые показатели социально-экономического развития муниципалитетов. Сделано это для того, чтобы при разработке стратегий муниципалитеты уже ориентировались на конкретные целевые показатели социально-экономического развития, которые должны быть достигнуты к 2024-2030 годам. Эти показатели вытекают из целевых показателей Указа № 204 и республиканской Стратегии. Таким образом, мы хотим достичь ситуации, когда при реализации муниципальных стратегий в полной мере будут достигнуты и республиканские показатели, а также ориентиры федерального уровня на территории нашей республики.

Эти показатели должны быть сейчас тоже в ходе обсуждения. Многие из них являются для ряда муниципалитетов достаточно высокими. Возможно, что в ряде случаев даже могут показаться невыполнимыми. Но мы с вами понимаем, что должны безоговорочно обеспечить выполнение целевых показателей, которые установлены майскими указами. Поэтому даже в том случае, если сейчас некоторые показатели кажутся слишком амбициозными, мы должны вместе с муниципалитетами предусмотреть меры для обеспечения их достижения.

После разработки муниципальных стратегий мы планируем скорректировать совместную работу по их достижению, обеспечению их реализации с использованием уже наработанных вместе с вами механизмов. Мы предполагаем, что на муниципальном уровне вместо планов обеспечения устойчивого экономического развития и социальной стабильности, которые разработаны и приняты в настоящий момент во всех муниципалитетах, будут также разработаны комплексные планы опережающего социально-экономического развития, которые как раз должны позволить достичь стратегических показателей. Такой переход произойдёт уже после разработки и утверждения всех муниципальных стратегий и должен быть скоординирован с республиканским комплексным планом.

Должен сказать, что до того момента, пока муниципальные стратегии не будут утверждены, по-прежнему будут действовать имеющиеся планы обеспечения устойчивого экономического развития и социальной стабильности. Работа по их реализации, взаимодействие с республиканскими органами власти, с кураторами будет происходить на основе этого утверждённого документа.

Ежегодно мы будем актуализировать вместе с вами стратегические документы в рамках процесса составления прогноза и бюджета на соответствующий год. Уже начиная с этого года, мы планируем процесс составления прогноза и бюджета, их согласование на республиканском уровне осуществлять с учётом тех целевых показателей, которые установлены стратегическими документами. Даже если ещё пока стратегия муниципалитета не принята, но прогнозные показатели и показатели бюджета уже сейчас должны соответствовать тем целевым показателям, которые будут содержаться в методических рекомендациях. Защита и рассмотрение прогноза и бюджета будет происходить именно таким образом, чтобы планируемые показатели обеспечивали достижение принятых целевых показателей.

Что для этого необходимо делать: необходимо обсуждать, вырабатывать дополнительные меры, но цели для нас с вами уже известны и понятны. Мы также надеемся, что этот процесс разработки муниципальных стратегий будет организован, осуществлён при координации Министерства экономического развития РБ и ряда других министерств.

После того как методические рекомендации будут до вас доведены, мы предполагаем активное консультирование со стороны Министерства экономического развития РБ, разъяснение основных положений. И более того, в тех случаях, когда муниципалитеты (мы понимаем, что это достаточно сложная работа, связанная с разработкой стратегии) будут испытывать сложности с разработкой стратегии, мы предусмотрели оказание соответствующей методической и иной консультативной помощи со стороны Академии наук Республики Башкортостан. У нас есть Институт стратегических исследований, мы сегодня также послушаем выступление руководителя Института, который расскажет о таких возможностях. В то же время мы не исключаем того, что – и уже ряд муниципалитетов привлекает и других консультантов, другие организации, учреждения для помощи в разработке стратегии – это тоже возможно. Очень важно, чтобы ваши консультанты обязательно учитывали методические рекомендации, а разрабатываемые стратегии в итоге позволяли выходить нам на целевые показатели, которые требуются для этих муниципалитетов. Это будет единственное требование с этой точки зрения.
Популярное