ОТЗЫВЧИВОСТЬ И ДОБРОТА - НАКЛИКАЛИ БЕДУ
08:50, 29 июня 2011 Мария Соловьева
28 июня 2011 года на пресс-конференции в МВД по РБ, были озвучены итоги расследования исчезновения в г. Благовещенске девятилетней школьницы Дарьи Асеевой. В ней приняли участие: полковник милиции Горкавцев Владислав Степанович – начальник Управления уголовного розыска МВД по РБ, полковник юстиции Гурьев Виктор Михайлович – начальник I-го отдела по расследованию особо важных дел Следственного Управления СК РФ по РБ и капитан юстиции Фаттахов Фидринант Фанильевич – старший следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по РБ (непосредственно вёл допросы задержанного).На улице Комарова проживала вместе с мамой чудесная девочка Даша. Не смотря на сложившуюся семейную жизнь мамы, девочка не была обделена вниманием и заботой любящей мамы и бабушки, которая проживала в частном секторе города, примыкающем к центральному городскому кладбищу. Так уж сложились обстоятельства, что основным «добытчиком» в их семье была мама, которая работала в Уфе (трое суток – через трое). Три дня Даша проводила с мамой, а три дня – с бабушкой. И везде, окружающие отмечали её любознательность, открытость, готовность прийти на помощь и отзывчивость на чужую беду. Училась Даша в школе хорошо и наступившие каникулы были долгожданной наградой за её трудолюбие и усердие. Свободное время она проводила в общении со своими ровесниками и взрослыми людьми, относившимся к ней доброжелательно.
Среди них был и некто N, живший по соседству с бабушкой и, по нашим понятиям, был уже состоявшейся личностью: отслужил в Вооружённых Силах (в ракетных войсках, дислоцировавшихся в Армении), имел гражданскую жену (с маленьким ребёнком, правда – не собственным). Несмотря на свои 23 года, N выглядел мальчишкой и много времени проводил с ребятнёй (перебиваясь случайными заработками, он имел много свободного времени).
29 мая вечером Даша – не вернулась с прогулки. Бабашка стала искать её сама и с помощью знакомых. Но ничего из этого - не вышло, и утром в Благовещенское ГРОВД поступило заявление о пропаже школьницы. Дела, связанные с исчезновением малолетних детей у нас в республике находятся на особом контроле - по тревоге были поднят весь, свободный от несения службы, личный состав ГРОВД.
Активно отреагировала на это происшествие общественность города: к поискам (прочёсыванию местности) были привлечены добровольцы, студенты и школьники. Было обещано денежное вознаграждение за реальную помощь в поиске пропавшей и информайцию. Однако поиски – не дали каких-либо результатов. Тогда было подключено к работе Следственное Управление СК по республике (5 человек выехало в Благовещенск).
Как это не печально, но нашлись желающие заработать на чужом горе: было несколько телефонных звонков (анонимных и почему-то в вечернее время) и не конкретных. Как позднее выяснили, - звонили из Московской Области. Желание было получить любую сумму (согласны были и на 30 тыс. руб.), но – не помогать.
Одновременно производился опрос свидетелей: кто, когда и где в последний раз видел Дашу? Из-за того, что летом у детей (да и не только у них) теряется временная ориентация, показания многих очевидцев противоречили друг другу. Тем не менее, одним из первых, на заметку был взят N. Но противоречивые показания свидетелей создали ему ложное алиби. Он, уверенный в своём алиби, - даже стал оказывать помощь в поисках, консультировал по личности пропавшей (он в день пропажи её, покупал ей днём мороженое).
В связи с тем, что местность, где происходили поиски - имела сильно пересечённый характер (за кладбищем крутой обрыв и овраги), а также тот фактор, что шли проливные дожди, и существует вероятность некачественной отработки местности «любителями» - решено было повторно обследовать местность и привлечь к этому делу профессионалов. В течение четырёх суток (весь световой день) слушатели Учебного Центра МВД (Затон) в составе 50 человек – вновь прочёсывали местность. Их труд увенчался успехом: был найден мобильный телефон, которым (как выяснит позже следствие) пользовалась пропавшая девочка.
Даша попросила у своей подруги Вики (у которой был брат Дима, и с которым Даша дружила) мобильный телефон. Вот этот телефон и был найден одним из курсантов Учебного Центра. Из-за того, что телефон длительное время подвергался воздействию влаги, - он пришёл в негодность. Но специалисты из технической лаборатории МВД сумели восстановить последние звонки Даши.
По найденному телефону, с помощью кинологов, - был обнаружен труп девочки. Место расположения трупа указывало, что это мог сделать человек, хорошо знающий данную местность. До этого отрабатывались версии с «чужими» проезжавшими автомашинами и «пришлыми» людьми.
Даша, в последние часы своей жизни, - несколько раз звонила своему Диме. Но при наборе она ошиблась в последнем знаке на одну цифру и попала к мальчику, у которого есть брат Дима (другой). Как только этот факт звонка стал достоянием гласности, сами братья и их родственники стали давать совершенно иные показания. Пришлось братьев обследовать на полиграфе.
Тем не менее, следствие установило, что в 19.55 Даша вызывала Скорую Помощь к заболевшей маленькой дочери гражданской жены N. После этого были ещё два звонка в 20.15 и 20.19. Путём опроса был найден мальчик, который в то время проезжал на велосипеде и видел, как вскоре после отъезда Скорой Помощи, N пошёл с Дашей в сторону кладбища.
Бригада из Следственного Управления и 7 оперативников составили, практически, посекундный хронометраж последних часов Даши, и схему её передвижения. Всё «сходилось» на N. Он был приглашён на беседу в ГРОВД.
В.М. Гурьев сумел установить с подозреваемым достаточно устойчивый психологический контакт. Ну, а дальше, как говорится «дело – техники».
Месяц продолжалась кропотливая работа следователей. N добровольно всё рассказал, как он увлёк девочку в чащу обещанием поймать ящерицу. Там он подошёл к ней сзади, придушил её и совершил надругательство. Затем окончательно задушил. Труп закапывал руками и забрасывал листьями. После чего вернулся к своему дому, побеседовал с соседом и сходил в магазин (продавщица подтвердила) для создания алиби. Вот она, неувязка со световым днём, когда показания расходились (время указывалось приблизительно).
При передаче дела в суд, N могут вменяться ч.2 ст. 131 «б», ч.2 ст.132 и ч.2 ст. 105. Это всё может «тянуть» от 20 лет до «пожизненного».
Не смотря на хорошую работу правоохранительных органов (по мнению В.С. Гаркавцева, за это расследование 1-й заместитетель начальника, начальник криминальной милиции Благоварского ГРОВД – Хисматуллин Т.Р. заслуживает представления к награде), что-то в нашем обществе «надломилось», если уже всё чаще «поднимают руку» на наше будущее – детей. Нужны экстренные и радикальные меры.
Борис Малородов