ГЛАВНАЯ ОБЩЕСТВО ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА СПОРТ ПРОИСШЕСТВИЯ БАШКОРТОСТАН СТЕРЛИТАМАК АФИША ТУРИЗМ
» » Рустэм Хамитов провел заседание Правительства по социально-экономическому развитию северо-востока республики

Рустэм Хамитов провел заседание Правительства по социально-экономическому развитию северо-востока республики

22 сентября 2011  |  версия для печати   |  Пресс-служба Президента Республики Башкортостана
21 сентября в уфимском Конгресс-холле Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел заседание Правительства республики, на котором рассматривалась среднесрочная комплексная программа социально-экономического развития северо-восточных районов Башкортостана на 2011-2015 годы. На обсуждение, в частности, были вынесены вопросы развития в этом регионе промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, строительства и транспорта.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема сегодняшнего заседания Правительства – рассмотрение среднесрочной комплексной программы экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы. Сегодня мы обсуждаем вторую, после Зауралья, программу зонального развития территорий республики. Подчеркну, что в основу разработки подобных документов нами должен быть положен не географический, а управленческий принцип. Мы должны рассматривать весь комплекс экономических, социальных, национально-культурных особенностей той или иной зоны. Причем в тесной связке с общей стратегией и тактикой развития всей экономики республики. Как подсистему большой единой системы. Безусловно, переход к такому пространственному управлению подразумевает высокую степень межрайонной, межмуниципальной кооперации. В конечном счете, перестройки мышления глав администраций. Преодоления сложившегося в последние годы «островного» сознания.

Сегодня изменилась сама динамика жизни. Меняются задачи в сфере экономики, технологии их решения, скорость движения информационных потоков, финансовых средств, трудовых ресурсов. Понятно, что в этих условиях планка управленческих задач превышает возможности отдельно взятого муниципалитета. Его ресурсы, материально-техническую, кадровую, информационную базу. В результате разрыв между «продвинутыми» территориями, районами с городскими поселениями и «отставшими» сельскими образованиями с каждым годом усиливается. Дифференциация по доле собственных доходов бюджетов среди муниципальных районов республики достигает почти трех раз. Так дальше жить мы не можем. Нужны неординарные меры, масштабная работа для изменения этой нездоровой ситуации.


Итак, что мы имеем сегодня на северо-востоке республики? На этой территории проживает около 5% населения республики. Почти 200 тысяч человек. А консолидированный объем товаров и услуг предприятий северо-востока составляет лишь 0,5% общереспубликанского объема. Даже с формальной точки зрения – здесь десятикратное несоответствие. Концентрация промышленных основных фондов в расчете на одну тысячу квадратных километров площади в северо-восточных районах в 30 раз ниже, чем в среднем по республике. Предыдущая цифра была в 10 раз ниже, а концентрация промышленных основных фондов в 30 раз ниже. Рабочих мест на крупных предприятиях, как и самих предприятий, крайне мало. Из 120 тысяч трудоспособного населения в экономике северо-востока задействована лишь треть. Очень многие вынуждены уезжать в поисках работы на Север. Уровень занятости женщин чрезвычайно низкий. Показатели безработицы в Аскинском, Белокатайском, Дуванском, Кигинском, Мечетлинском районах – выше среднего по республике. В результате идёт интенсивный отток населения, прежде всего молодежи. И это при том, что северо-восток обладает огромным потенциалом развития сельского производства, лесопереработки, туризма, богатыми запасами полезных ископаемых. Находится на пограничье с промышленными центрами Урала – Свердловской и Челябинской областями. А у нас сегодня северо-восток республики обделён не только транспортными магистралями, но и в отдельных его территориях – электрическими сетями. А кое-где отсутствует даже обычная телефонная связь, не говоря уже об Интернете. К сожалению, всё это – нерадостные реалии жизни десятков тысяч людей в 21 веке. Наших с вами граждан.

Надо честно признать, что сегодня северо-восток республики, по сути – это сырьевая база для соседних областей. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И не более того. Поставляя туда лес, зерно, мясо, кожу и шерсть, мы как будто застряли в прошлом. Расписались в собственном бессилии. Неспособности производить что-то стоящее сами. Как видим, проблем здесь много. Поэтому надежды на разрабатываемую и рассматриваемую сегодня программу очень большие. Однако, изучив представленный вариант документа, у меня возник ряд вопросов.


Первый. Объем финансирования за пять лет программы, начиная с этого года, составит порядка 115 млрд рублей. В том числе из бюджетов всех уровней планируется профинансировать более 70% от общей суммы. Из местных бюджетов на реализацию программы планируется ежегодно направлять порядка 750-840 млн рублей. Если учесть, что объем собственных доходов местных бюджетов по уточненному плану на текущий год примерно составит только 730 млн рублей, то возникает вопрос – откуда источники для инвестирования у муниципалитетов? Или это снова республиканский бюджет в виде финансовой помощи? Попрошу разработчиков программы ответить на этот вопрос. За весь период Программы будет привлечено только 3,5 млрд рублей кредитных средств. Что почти в 24 раза меньше бюджетных вливаний. Хотелось бы понять - это неверие банковского сообщества в возвратность своих вложений или же непроработанность инвестиционных проектов, которые существуют пока только в виде идей.

Второй, не менее важный вопрос – эффективность программы. Отмечу лишь то, что лежит на поверхности. При ежегодном объеме инвестиций, в среднем в восемь раз превышающем совокупный годовой объем местных бюджетов, доля их собственных доходов к 2015 году вырастет лишь на восемь процентных пунктов и составит 34%. И это будет всё равно существенно ниже даже нынешнего среднереспубликанского показателя. При росте объемов производства вклад территории в общереспубликанскую копилку останется, по-прежнему, незначительным – менее 1%. Ради чего мы тогда затеваем эту программу? Просто освоить эти деньги? Если же мы все-таки рассматриваем дальние перспективы допустим, не пять лет, как по программе, а десять, то тогда эти расчеты должны быть приведены. Вопросов много и еще больше их возникнет во время обсуждения программы. Сегодня мы выслушаем все мнения. В любом случае разработчиками проведен полезный анализ ситуации в районах северо-востока. Предложены варианты развития нашей территории. Думаю, что возможно перечень мероприятий, источники их финансирования, расчет эффективности хоть и нуждаются в доработке, но тем не менее, как первое приближение будут нами приняты. Ну, а какой будет эта доработка, мы выясним сегодня в результате дискуссии.

Приступаем к работе.

Следите за нашим Twitter-каналом, чтобы не пропустить самое интересное!

 
Смотрите также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Наверх