ГЛАВНАЯ ОБЩЕСТВО ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА СПОРТ ПРОИСШЕСТВИЯ БАШКОРТОСТАН СТЕРЛИТАМАК АФИША ТУРИЗМ
» » В. Кокин: «Для решения наркопроблем необходимо своевременное законодательное реагирование»

В. Кокин: «Для решения наркопроблем необходимо своевременное законодательное реагирование»

5 марта 2011  |  версия для печати
11 марта 2003 года указом Президента РФ были образованы органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. С 2008 года этот день официально отмечается как День работника органов наркоконтроля. И вот уже 8 лет Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков выступает консолидирующим стержнем в борьбе государства и общества против наркоэпидемии.

В преддверии профессионального праздника наркополицейских мы побеседовали с начальником Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан, заместителем председателя антинаркотической комиссии Республики Башкортостан генерал-лейтенантом полиции Валерием Кокиным.

- Валерий Иванович! Каковы итоги деятельности республиканской наркополиции за 8 лет становления и развития службы?

В.К.: Ключевые направления нашей работы – это, прежде всего, борьба с организованными формами наркопреступности, перекрытие каналов наркотрафика, ликвидация разветвленных сетей наркосбыта, борьба с легализацией доходов от наркоторговли и организация межведомственного взаимодействия в сфере реализации государственной антинаркотической политики и профилактики наркомании.

За восемь лет работы нам удалось выявить свыше 14 тысяч наркопреступлений, в том числе более 3 тысяч преступлений группового характера, ликвидировать 527 наркопритонов. По материалам наркополиции за эти годы осуждено порядка 2700 наркопреступников. Пресечено 27 контрабандных поставок наркотиков на территорию республики.

Из незаконного оборота изъято более полутора тонн наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ. По подсчетам аналитиков, указанное количество изъятых наркотиков составляет 350 миллионов разовых доз. Их реализация на «черном рынке» могла принести наркоторговцам более одного миллиарда рублей. На выявленных участках уничтожено 8,7 тыс. тонн мака и конопли, пригодных для изготовления 1,3 тыс. тонн наркотиков или около 656 млн доз маковой соломы и марихуаны.


Отдельного упоминания заслуживает завершенная нашим Управлением в январе текущего года одна из крупнейших спецопераций в истории органов наркоконтроля России, в результате которой пресечена деятельность базирующегося в Башкортостане международного наркосообщества общей численностью около двухсот человек, которые осуществляли транзит и сбыт наркотиков из Афганистана через Узбекистан и Кыргызстан по всей России. В ходе спецоперации из незаконного оборота изъято более 40 кг наркотиков на общую сумму свыше 60 миллионов рублей. Привлечено к уголовной ответственности или находится под следствием более 90 членов сообщества, в отношении которых возбуждено более 30 уголовных дел, в том числе и по ст. 174.1 УК РФ – за легализацию денежных средств на общую сумму около 40 миллионов рублей. В настоящее время уже осуждены на длительные сроки 40 фигурантов.

В целом можно отметить, что афганский наркотрафик по-прежнему остается основной «головной болью» Для России. В настоящее время в Афганистане скопились гигантские запасы, которые позволяют поддерживать наркотрафик на высоком уровне. В Россию ежегодно поступает 549 тонн опиума. В рамках противодействия афганскому наркотрафику развивается международное сотрудничество ФСКН России.

- В некоторых странах лечат героиновых наркозависимых метадоном. Эффективно ли такое решение героиновой проблемы?

В.К.: Абсолютно не эффективно. Это официальная позиция органов наркоконтроля. Мы специально изучали зарубежный опыт в области заместительной терапии. По итогам визита официальной делегации Республики Башкортостан в Швейцарскую конфедерацию в июне 2010 года с целью изучения опыта антинаркотической деятельности, в том числе по заместительной терапии, участниками делегации было сформулировано общее мнение о несостоятельности подобного подхода к лечению наркозависимых.


Заместительный метод лечения наркомании – по сути, подмена одного наркотика другим. Никто в мире не доказал, что метадоновая терапия героиновых наркоманов эффективна. Поэтому в «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» четко определено, что применение в России заместительных методов лечения наркомании недопустимо. Метадон лишает пациентов потенциальной возможности достижения ремиссии, кроме того, приводит к формированию полизависимости и распространению более тяжелой, чем героиновая, формы опиоидной зависимости - метадоновой. Кроме того, в российской действительности, при нынешнем уровне правового сознания, легализация метадона будет означать легализацию всех остальных наркотиков. Это недопустимо. Подобные подходы в «лечении» наркозависимых на руку международной наркомафии. Единственный способ избавления от наркозависимости – это абсолютный отказ от потребления каких-либо наркотиков путем длительного воздержания от их приема.

- Какие проблемы в развитии наркоситуации на территории Башкортостана вас тревожат?

В.К.: В последние годы в Башкортостане отмечается тенденция возрастания численности состоящих на учете наркопотребителей (включая больных). В 2007 году их количество увеличилось на 9,3%, в 2008 г. – на 1,3%, а в 2009 г. – на 11,7%, в 2010 г. – 6,1%. На сегодняшний день в республике состоит на учете 5697 наркомана и 2977 потребителей наркотиков (всего – 8674). Количество умерших от передозировки наркотиков и психотропных веществ в 2010 году составило 215 человек, что на 9 % больше, чем в прошлом году. Подавляющее большинство зарегистрированных наркозависимых страдают опийной зависимостью.

Есть у нас проблемы и помимо героина. И прежде всего это получивший катастрофическое распространение синтетический дезоморфин, изготовляемый кустарным способом из свободно реализуемых в аптечной сети кодеиносодержащих лекарственных препаратов. Только в 2010 году нашей службой на территории Башкортостана пресечена деятельность 112 притонов, в большинстве из которых изготавливали именно дезоморфин. Следует надеяться, что скоро на пути «аптечной наркомании» будет поставлен эффективный заслон – в настоящий момент по инициативе ФСКН России правительство Российской Федерации подготовило проект постановления, согласно которому препараты, содержащие кодеин, с 1 мая 2011 года будут отпускаться в российских аптеках только по рецептам.


- Какие угрозы направлены на наше будущее – молодое поколение?

В.К.: В последнее время тревожит интенсивный рост распространения среди подростков и молодежи синтетических наркотиков, в том числе входящих в состав так называемых курительных смесей и их аналогов. Их доля в незаконном обороте за прошедший год увеличилась в разы.

Как показывает практика, преступный мир старается обойти закон и постоянно выводит на наркорынок новые виды психоактивных веществ, еще не вошедшие в списки запрещенных. Все чаще выявляются новые препараты, в состав которых входят вещества, ранее не использовавшиеся в производстве курительных смесей, но дающие при потреблении тот же наркотический эффект. Они активно рекламируются и реализуются через Интернет в качестве легальных заменителей курительных смесей, предлагаются под видом солей для ванн, минеральный удобрений, средств для уничтожения насекомых. Проводимыми исследованиями в составе указанных препаратов вещества, включенные в списки наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, не выявляются. Вместе с тем их вред для молодого организма очевиден. До запрета этих новых веществ проходит значительное время, которое активно используется организаторами наркосбыта.

Для решения данной проблемы необходим не только постоянный мониторинг складывающейся ситуации, но и своевременное законодательное реагирование. Возможно, здесь необходимо рассмотреть вопрос о разработке и принятии на федеральном уровне нормативного акта о запрете безлицензионного использования любого вещества, оказывающего одурманивающее воздействие на психику человека. Такое решение перекроет пути ухода организаторов нелегального оборота наркотиков от уголовной ответственности.

- И какие организационно-управленческие меры принимаются в комплексной борьбе с наркоугрозой?


В.К.: Наиболее значимым за последние годы для нас событием в области антинаркотической деятельности стало принятие в 2010 году ключевого документа в вопросе борьбы с наркоманией в России - Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года.

Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Принятие основополагающего документа государственной антинаркотической политики предполагает прежде всего организацию государственной системы мониторинга развития наркоситуации, проведение комплексных мер, направленных на пресечение незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров, на повышение эффективности профилактической работы и медико-социальной реабилитации больных наркоманией. Необходимо дальнейшее совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

Реализация определенных Стратегией задач поможет объединить на уровне страны работу органов исполнительной и законодательной власти, правоохранительных структур, общественных организаций и религиозных конфессий в противодействии наркоэкспансии. В настоящее время принят детальный План реализации антинаркотической Стратегии, а в субъектах Российской Федерации разрабатываются соответствующие региональные планы. Кроме того, Правительством России принято решение о разработке государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков».

Большую роль в координации этой многоплановой работы играет республиканская антинаркотическая комиссия, в состав которой входят руководители силовых ведомств и органов власти Башкортостана. Возглавляемая Президентом республики комиссия координирует деятельность всех ведомств и учреждений, задействованных в противодействии распространению наркомании. Хотелось бы отметить, что с избранием Президента Башкортостана Рустэма Закиевича Хамитова работа антинаркотической комиссии Республики Башкортостан приняла новый, более предметный и результативный характер. В ходе последних заседаний республиканской комиссии под его руководством принят целый ряд важных и принципиальных решений, в том числе распространение уфимского опыта наркотестирования учащейся молодежи на все города и районы республики, и принятие закона об определении Башкортостана территорией, в пределах которой осуществляется контроль за перевозкой наркотиков.


- Какое место в антинаркотической деятельности Вы уделяете профилактике наркомании?

В.К.: Приоритетной составляющей Стратегии определена профилактика наркомании, прежде всего в детско-подростковой и молодежной среде, выявление превентивных составов наркопреступности. То, что профилактические меры значительно эффективней мер силового характера, подчеркнул Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая 8 августа 2009 г. на заседании Совета безопасности по вопросу совершенствования государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков: «…Третье, что нам необходимо, – совершенствование государственной системы профилактики наркомании. И, конечно, здесь давно пора смещать акцент с силовых и запретительных способов решения проблемы на лечение, а затем на реабилитацию после этого лечения и меры профилактики. Необходимо создавать и новые центры лечения и реабилитации больных, центры, которые способствуют возвращению к нормальной жизни людей, которые страдают наркотической зависимостью…».

О том, что борьбу с наркоманией необходимо вести всем обществом, а профилактику начинать уже в школах с раннего возраста, сказано немало. Тем не менее, проблем здесь остается еще очень и очень много. В школьных программах знаниям о вреде наркомании уделяется не достаточно места. Существует настоятельная необходимость возрастной адаптации профилактики – её надо начинать уже с раннего возраста. С этой целью в школьных программах – от начальных классов до выпускных надо расширить объем знаний об опасных для жизнедеятельности человека и общества последствиях наркомании. Например, среди прочих мер мы планируем в текущем году создать специализированный научно-методический фильм для демонстрации в образовательных учреждениях республики.

- Но профилактика наркомании – задача далеко не одного ведомства…


В.К.: Следует осознать, что профилактика – задача не только правоохранительных или иных органов государственной власти. К противодействию распространения наркомании необходимо привлекать все здоровые силы общества, активно развивать волонтерское движение, поощрять деятельность тех молодежных организаций, которые выступают, прежде всего, за здоровый образ жизни. Вовлечение молодежи в спортивные, массовые и иные формы позитивной деятельности служит важным элементом профилактической составляющей антинаркотической работы. При этом необходимо вести грамотную информационную политику в средствах массовой информации. Здесь важно показать, что потребление наркотиков – это не факт приобщения к какой-то особой касте, модной субкультуре, а это, по сути, шаг, который ведет к деградации и к смерти.

Анализ контингента несовершеннолетних потребителей наркотиков показывает, что многие из них не заняты общественно-полезной деятельностью, проживают в испытывающих материальные трудности семьях. При этом активизация потребления наркотиков среди подростков приходится на каникулярное, особенно - летнее, время. В этой связи необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению занятости, организации культурного досуга подростков и молодежи, приобщения их к здоровому образу жизни и общественно-значимым делам. Большое значение играет укрепление материально-технической базы учреждений для молодежи, расширение сети детских, подростковых и молодежных клубов, служб социально-психологической помощи.

- Для своевременной диагностики выявления наркомании среди подростков руководством ФСКН России предложен ряд достаточно жестких мер, в том числе и решение о проведении обязательного тестирования учащихся всех образовательных учреждений. Что ждет подростков и их родителей?


В.К.: Предполагается, что тестирование школьников и студентов на наркотики будет введено в рамках ежегодной диспансеризации по всей России уже с сентября этого года. Разумеется, результаты тестов конфиденциальны и будут известны только близким школьников и студентов, а также медикам.

В Башкортостане проведение подобного тестирования было пока что добровольным, но масштабным. Администрацией Уфы наработан значительный опыт в области организации тестирования учащихся 9-11 классов, который решением Президента Башкортостана будет распространен во всех городах и районах республики. Указанные меры четко согласуются с антинаркотической Стратегией, предусматривающей «развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков». Подобные профилактические меры в учебных заведениях важны не только в плане раннего обнаружения случаев употребления наркотиков, но и как превентивная мера, способная остановить подростка от первой пробы. Кроме того, в республике действует система тестирования призывников. Также в соответствии с Планом реализации Стратегии в 2011 году предстоит создать систему тестирования лиц, работающих на техногенных объектах, водителей автотранспортных средств, машинистов подвижного состава РЖД, летного состава, плавсостава судов, призывников, учащихся средних, технических и высших учебных заведений, мигрантов, доноров крови и лиц, имеющих допуск к оружию.

- Даже если наркомана выявят, помогут ли ему излечиться?

В.К.: В ситуации депопуляции страны борьба должна вестись в прямом смысле слова за каждого человека, персонально. Каждого наркозависимого человека следует привести к лечению и вылечить его. Но этого абсолютно недостаточно. Возвращаясь из наркологической больницы или диспансера, человек в большинстве случаев попадает опять в ту же самую среду, которая до этого и содействовала его наркомании. Отсюда и гигантский – более девяноста – процент рецидивов. Поэтому второй главной задачей должно стать возвращение наркомана к полноценной жизни, а для этого требуется максимально полный отрыв от привычной среды и система программ реабилитации и ресоциализации. Для кардинального сокращения числа наркопотребителей больные наркоманией должны быть обеспечены доступом к полноценной системе возвращения в общество, которая включает в себя медицинскую часть, лечение, социальную реабилитацию и ресоциализацию больных наркоманией. В результате должна состояться социальная и трудовая реинтеграция в общество наркоманов, прошедших лечение.


На сегодняшний день государственная система оказания помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость, малоэффективна и не соответствует масштабам проблемы. Нехватка в России государственных реабилитационных центров для наркоманов является одним из серьезных препятствий эффективному преодолению наркотизации населения. В стране всего 4 государственных наркологических центра, один из них которых – единственный в Приволжском федеральном округе - находится в нашей республике. Несмотря на то, что число коек в нем планируется в течение ближайших лет увеличить с 70 до 300, этого количества явно недостаточно для ведения масштабной реабилитационной работы. Практически не действует и система психологической и социальной помощи больным наркоманией. А отсутствие системы поддержки в послереабилитационный период сводит на нет все затраты на лечение наркоманов.

Сегодня спрос на реабилитационные услуги со стороны общества на два-три порядка превышает текущий объем помощи, который оказывается государством. Правда, помимо собственно государственных существуют и негосударственные центры реабилитации. В России их более 600, в Башкортостане на сегодняшний день насчитывается 10 общественных организаций и религиозных конфессий, которые открыли порядка 15 реабилитационных центров. Но отсутствие государственных социальных стандартов для данного вида услуг создает своеобразную правовую яму, и развернувшаяся в СМИ и обществе публичная дискуссия в СМИ вокруг деятельности главы фонда "Город без наркотиков" в Нижнем Тагиле Егора Бычкова – тому прямое подтверждение. Чтобы исключить подобные ситуации и гарантировать качество услуг по реабилитации, как в государственных, так и негосударственных организациях, необходимо приступить к регулированию деятельности подобных центров и созданию на их базе национальной системы социальной реабилитации.


- В чем это выразится?

В.К.: Внедрение добровольной сертификации реабилитационных центров станет первым механизмом контроля качества услуг по реабилитации наркозависимых. Это начальный этап, который позволит поддержать деятельность эффективных негосударственных реабилитационных центров. Ключевым показателем оценки этой эффективности станет процент возвращения бывших больных наркоманией в общество. Стоит отметить, что в нашей республике имеются серьезные наработки в области добровольной сертификации. При Управлении ФСКН России по Республике Башкортостан создана Ассоциация организаций, занимающихся профилактикой наркомании и реабилитацией наркозависимых. Получившие одобрение наркоконтроля структуры получают соответствующий сертификат. На сегодняшний день подобные сертификаты получили – Первый исламский реабилитационный центр, уфимский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», центр «Ответственность». Всемерная поддержка оказывается Уфимской епархии Русской Православной церкви, создавшей несколько реабилитационных центров.

При этом важно также предусмотреть организацию социального патроната лиц, прошедших реабилитацию, на основе специального регионального закона о постреабилитационном социальном сопровождении наркозависимых.

- Ваши пожелания своим коллегам в профессиональный день наркополиции.

В.К. Наркомания является комплексной социальной проблемой, в решении которой должны принять участие исполнительная и законодательная власть на разных уровнях, медицинские и социальные работники, общественные организации и непосредственно граждане. В связи с этим значительную роль начинает играть качество координационной и организационной работы, эффективность межведомственного взаимодействия, частно-государственного партнерства и сотрудничества с общественными некоммерческими организациями.

Поэтому в этот день хочется пожелать всем, кто занимается профилактикой наркомании - бодрости духа, оптимизма, решимости в проводимой работе, а сотрудникам наркополиции и других правоохранительных структур – крепкого здоровья и оперативной удачи!

Беседовал Илья Щукин
Пресс-служба УФСКН России по Республике Башкортостан


Подписывайтесь на нас в ВКонтакте и будьте в теме главных событий дня!

 
Смотрите также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Наверх