Рустэм Хамитов провёл заседание Совета по развитию электронного образования
08:10, 18 мая 2017 Мария Соловьева
17 мая Рустэм Хамитов провёл выездное заседание Совета при Главе Республики Башкортостан по развитию электронного образования, которое состоялось в ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). В нём приняли участие члены Совета, а также представители профильных министерств, ведомств, вузов и предприятий республики.Перед началом заседания заместитель управляющего директора – директор по персоналу ПАО «УМПО» Николай Лютов представил современную систему обучения сотрудников объединения. С 2012 года при УМПО действует собственный учебный центр, имеющий 28 аудиторий для проведения теоретических занятий, четыре компьютерных класса и учебно-производственные мастерские. В 2016 году по собственным образовательным программам здесь прошли обучение около 11 тысяч работников. Большое внимание уделяется дистанционному образованию по направлениям промышленной безопасности, системы менеджмента качества.
При поддержке центра в уфимской средней школе № 85 и лицее № 60 открыты авиационные классы, где учащиеся получают информацию о специфике работы на производстве с перспективой дальнейшей работы в УМПО. Также центр занимается профориентацией школьников.
Система обучения включена во внутреннюю корпоративную сеть предприятия, что позволяет вести мониторинг хода обучения и аттестации работников.
Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Начинаем очередное, пятое по счёту выездное заседание Совета по развитию электронного образования. Сегодня мы рассмотрим более широкий круг вопросов, поскольку находимся в Уфимском моторостроительном производственном объединении – одном из флагманов отечественного авиадвигателестроения. Если точнее, это самое крупное предприятие авиадвигателестроения в Российской Федерации. Обсудим в целом вопросы взаимодействия наших предприятий и образовательных организаций в части подготовки кадров.
Промышленное производство, особенно высокотехнологичные отрасли, переходят сейчас в стадию роботизации, широкого внедрения информационных технологий. Система профессионального и высшего образования должна соответствовать вызовам времени, а ещё лучше – опережать эти процессы. Сегодня нужно осваивать современные модели подготовки специалистов, механизмы непрерывного развития их информационно-технологических компетенций в ходе производственной деятельности.
Многие передовые компании уделяют этой работе самое серьёзное внимание. Сейчас в России действуют уже более 30 корпоративных университетов и научно-образовательных центров. Сегодня у нас есть возможность ознакомиться с работой Учебного центра УМПО по организации обучения непосредственно на предприятии студентов вечернего факультета УГАТУ и авиационного техникума, в том числе в дистанционном формате. Нашим производственникам, безусловно, надо внимательно изучать опыт УМПО и внедрять его в жизнь.
В прошлом году Госкомитет по информатизации представил нашим ведущим предприятиям модель взаимодействия с учебными центрами в части развития электронного образования. Однако особого интереса эти предприятия не проявили. Нужно в корне менять отношение к этой важной работе. Для повышения конкурентоспособности компании должны активнее инвестировать в разработку качественного образовательного контента для расширения компетенций своих специалистов.
Профессиональное и высшее образование, безусловно, должны ориентироваться на заказ корпоративного сектора. У каждой компании, каждого вуза есть свои наработки, надо налаживать сетевое взаимодействие между собой. Важно, чтобы университеты и предприятия, особенно крупные, на которых работают тысячи рабочих и инженеров разной квалификации, были нацелены на совместную подготовку и переподготовку кадров, в том числе в рамках дуального образования.
Уважаемые коллеги!
Вы знаете, что 9 мая этого года Президент России утвердил Стратегию развития информационного общества до 2030 года. Важнейшими приоритетами в ней выделены совершенствование электронного образования, дистанционных систем обучения, а также разработка и реализация партнёрских программ вузов с высокотехнологичными организациями и предприятиями, координация подготовки современных кадров.
Одной из основных задач становится создание технологических платформ для дистанционного обучения, конкурентоспособного отечественного программного продукта и оборудования. Согласно Стратегии, это приведет к формированию национальной технологической платформы онлайн-образования, охвату дистанционным обучением всего населения. Как видите, коллеги, вопросы, которые мы сегодня обсуждаем на Совете, имеют стратегический характер для будущего страны, формирования экономики знаний.
Отрадно то, что мы стартовали в этом процессе чуть пораньше. Этой темой занимаемся уже несколько лет. У нас уже есть определённые заделы. В этом наше конкурентное преимущество по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Такой же документ на региональном уровне приняла и республика. 27 апреля утверждена государственная программа развития информационного общества в республике до 2023 года. Эту программу мы рассмотрели на заседании Правительства, приняли её. Сейчас начинается этап реализации. В этом документе учтены основные мировые и отечественные приоритеты в информационно-телекоммуникационной сфере, чтобы Башкортостан всегда был в тренде этих процессов, успешно участвовал в важных международных и российских проектах.
Коллеги! В ближайшие годы мы обязаны решить главную задачу – создать в республике современную цифровую образовательную среду. Чтобы каждый обучающийся, каждая образовательная организация, каждое предприятие были вовлечены в электронное образование.
Я постоянно привожу пример организации электронного образования в Южной Корее, где ежегодно 95 процентов работающего населения повышает квалификацию через электронные средства обучения. Сегодня ежегодный рост рынка онлайн-образования в мире составляет 25-30 процентов. В 2016 году на дистанционных площадках обучались более 50 млн человек, из них 800 тысяч – россияне. Это примерно соответствует пропорциональному соотношению численности населения земного шара и нашей страны. На самом деле, 800 тысяч человек – это немного. У нас в республике более 1,5 млн человек работающего населения. И мы предполагаем, что со временем, конечно же, значительная часть этих людей будет электронным образом повышать свою квалификацию. Но сегодня в России – 800 тысяч человек. Это совсем немного, и мы находимся только в самом начале пути. Опыт Южной Кореи в этой части хорошо известен в Российской Федерации. Более того, началась реализация проектов кооперации наших стран в сфере высоких технологий.
Нам нужно повышать не только сервис онлайн-обучения, но и степень доверия людей к нему, отрабатывать систему аттестации и сертификации по его результатам.
В последние годы в республике многое сделано в части развития электронного образования. Сформирована необходимая правовая база. Действует Ассоциация образовательных организаций «Электронное образование». Создан специализированный портал. Началось создание центров общественного доступа для населения.
В то же время пока недопустимо медленно разворачиваются процессы формирования самой информационно-образовательной среды электронного обучения, включая цифровые образовательные ресурсы, телекоммуникационные технологии, программно-аппаратную платформу и оборудование.
Сегодня доступ к сети непосредственно с рабочих мест есть всего у 76 процентов организаций республики. У 72 процентов школ и 53 процентов ссузов отсутствует высокоскоростной Интернет. О каком электронном образовании мы можем говорить в этой ситуации? Всего в семи процентах организаций есть образовательные программы, которые можно освоить полностью дистанционно.
Каждой образовательной организации необходимо обладать электронным контентом по всем учебным дисциплинам. Сейчас этого нет в принципе. На всех уровнях образования доля применяемых электронных курсов составляет менее 17 процентов, доля использующих их преподавателей и сотрудников – около 40 процентов. Безусловно, нужны более активные шаги по всем этим направлениям.
Эти невысокие цифры в очередной раз подчёркивают, что мы находимся только в самом начале этого процесса. Несмотря на то, что административно, организационно, финансово пытаемся внедрять системы электронного образования. Но сопротивление среды пока ещё достаточно велико, и нам не всегда удаётся его преодолеть.
Коллеги, мы должны также обсудить задачи дальнейшего развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, грантовой деятельности в сфере электронного образования.
Здесь есть и проблемные вопросы – например, использование электронных образовательных ресурсов, созданных другими организациями; обеспечение широкого их доступа с соблюдением авторских прав. Надо внимательно посмотреть, как расходуются выделенные из бюджета республики гранты образовательным организациям, какова их эффективность.
В настоящее время для республики открываются широкие возможности в рамках реализации федеральных приоритетных проектов в сфере образования, в частности проекта «Современная цифровая образовательная среда». Надо целенаправленно работать с федеральным центром в части продвижения нашего лучшего опыта. У нас внедряются инновации, которые позволяют нам выступить в качестве пилотного региона по развитию современной цифровой образовательной среды. Мы можем и должны предложить свою модель формирования такой среды для последующего её тиражирования в других регионах. Важно подкрепить наши успехи федеральным финансированием.
Это нужно не только образовательным организациям. Обеспечение доступа к открытым образовательным ресурсам высокого качества всех жителей республики позволит во многом решить проблему оттока абитуриентов в другие регионы, что у нас сегодня наблюдается, создаст условия для повышения профессиональных компетенций граждан, их трудовой мобильности, роста заработных плат и повышения уровня жизни.
Коллеги, предлагаю перейти к выступлениям.
***
Ректор Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы Раиль Асадуллин поделился опытом сетевого взаимодействия республиканских вузов в рамках реализации концепции развития электронного образования. Так, в настоящее время преподавателями университетов разрабатывается ряд междисциплинарных электронных курсов. 22 профильных открытых онлайн-курса, рекомендованных вузами, уже размещены на портале «Электронное образование Республики Башкортостан». Создана единая межвузовская электронная библиотека. Внедряются различные формы взаимодействия со школьниками.
По словам Раиля Асадуллина, стратегические ориентиры модернизации высшей школы, намеченные в республике ещё в 2015 году, находятся в полном соответствии с принятым недавно федеральным проектом «Современная цифровая образовательная среда». Это даёт возможность говорить о лидирующей роли Башкортостана в развитии сетевого взаимодействия по организации электронного обучения в высшей школе.
Вместе с тем на пути внедрения инновационных форм образования вузы сталкиваются с рядом проблем, в том числе сложностью адаптации профессорско-преподавательского состава к современным требованиям, а также недостатком финансирования для развития проектов электронного обучения. Сложным аспектом остаётся и психолого-педагогическое сопровождение передачи знаний в цифровом виде. В связи с этим в республике предлагается создать научно-исследовательский центр технологий электронного обучения.
Министр образования РБ Гульназ Шафикова рассказала о грантовой деятельности в электронном образовании. Она напомнила, что в 2016 году были учреждены соответствующие гранты Главы Республики Башкортостан. По итогам конкурсного отбора они были направлены, в частности, на реализацию таких проектов, как обучение педагогов и родителей технологиям электронного образования, организация факультативной и кружковой работы с применением тренажёров и симуляторов.
В этом году основным вектором поддержки станет создание и реализация на практике модели сетевого взаимодействия «детский сад – школа – ссуз – вуз» в рамках электронного образования. До конца 2017 года онлайн-курсы в образовательных организациях, получивших гранты, должны пройти 1,5 тысячи детей.
Председатель Совета Ассоциации образовательных организаций «Электронное образование РБ» Илья Кудинов рассказал о проекте сетевой электронной школы, реализуемом на средства гранта Главы региона.
– Проанализировав мировой и отечественный опыт, мы разработали элементы сетевой электронной школы Республики Башкортостан, которая могла бы взаимодействовать с международными и российскими образовательными платформами, – отметил он.
Ещё один проект, получивший грантовую поддержку, – электронная игровая школа – разработан Стерлитамакским филиалом Башкирского государственного университета. Как пояснил руководитель координационного центра развития электронного образования филиала Руслан Каримов, внедрение игровых элементов в процесс обучения имеет высокую актуальность и будет способствовать успешному освоению современных учебных программ.
По словам министра образования РБ, апробация новых продуктов на пилотных площадках запланирована уже на следующий учебный год.
Генеральный директор Уфимского учебного центра «Башнефтехим» Сергей Гронь рассказал об успешном опыте реализации модели электронного обучения на промышленных предприятиях.
Председатель Государственного комитета РБ по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» Ринат Шагалин представил основные направления развития электронного образования в Башкортостане в 2017 году.
По его словам, в республике завершены работы по формированию модели сетевого взаимодействия между образовательными организациями.
– Ключевым направлением стала разработка модели электронной школы, по итогам реализации которой мы должны получить принципиально иную организацию учебного процесса на уровне общего образования, – сказал Ринат Шагалин.
Также завершена разработка требований к образовательному контенту, а до конца сентября должна быть внедрена система оценки качества онлайн-курсов.
Участники заседания отметили, что создаваемый в республике инновационный контент будет особенно востребован сельскими школами. Однако сдерживающим фактором реализации проектов в сфере электронного образования является доступ этих учебных заведений к интернету.
По словам Рината Шагалина, в настоящее время идёт подготовка единых технических заданий для унификации закупа образовательными учреждениями услуг высокоскоростного доступа к интернету и технической поддержки.
Глава Башкортостана поручил проанализировать ход внедрения элементов электронного образования в каждом учебном заведении, а также возможности доступа школ к интернету.
– В 2018 году 100 процентов школ должны иметь высокоскоростной интернет, – подчеркнул Рустэм Хамитов.