ГЛАВНАЯ ОБЩЕСТВО ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА СПОРТ ПРОИСШЕСТВИЯ БАШКОРТОСТАН СТЕРЛИТАМАК АФИША ТУРИЗМ
» » Глава РБ Рустэм Хамитов выступил на республиканском совещании по образованию

Глава РБ Рустэм Хамитов выступил на республиканском совещании по образованию

14 августа 2017  |  версия для печати   |  пресс-служба Главы Башкирии
ТКБ
12 августа в уфимском Конгресс-холле Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на пленарном заседании республиканского августовского совещания по образованию. Участие в нём приняли более 600 человек, в том числе руководители министерств и ведомств РБ, специалисты федеральных органов власти, главы администраций муниципальных районов республики, директора образовательных учреждений и представители общественности.

Ключевой темой ежегодного педагогического форума стало совершенствование системы воспитания в Башкортостане.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Хәйерле көн, ҡәҙерле дуҫтар. Добрый день, уважаемые друзья, коллеги.

Традиционно в августе, накануне нового учебного года, мы с вами собираемся на республиканский педагогический совет. Совместно обсуждаем проблемы и задачи развития системы образования, пути их решения. Это, безусловно, важно для управленцев, педагогов, родительской общественности. Особенно сейчас, когда в образовательной отрасли продолжают происходить изменения, на которые нужно оперативно реагировать и на своем уровне грамотно ими управлять.

Понятно, что образование – это особая сфера, и ситуация в ней касается не только тех, кто учит или учится. Проблемы общего и профессионального образования значимы для всего общества. От того, как они будут решаться, зависит путь, по которому пойдёт отечественная экономика, наука, будет развиваться Россия. Стратегическая задача на сегодня – перевести образовательную систему на современные рельсы, превратить её в локомотив обновления всех сторон жизни общества.

Сегодня научный прогресс, экономику, многие сферы нашей жизни всё больше определяют информационные технологии, компьютерные системы, нейросети, искусственный интеллект. Цифровая экономика включена в список главных направлений стратегического развития страны. Обозначена задача создания условий для глубокой системной цифровизации жизненного и экономического уклада в России. В ближайшее десятилетие многие отрасли экономики в той или иной мере станут цифровыми, а ряд существующих производств, профессий – исчезнут или трансформируются в другие.

По мнению специалистов, школьное образование сегодня призвано закладывать востребованные во многих профессиях универсальные знания и навыки – компьютерную грамотность, умение находить и применять нужную информацию, работать с большими массивами данных, системно мыслить и технологично действовать. Эти навыки можно осваивать не только за школьной партой, но и дистанционно, на онлайн-курсах, в обучающих и творческих центрах, молодёжных технопарках, фаблабах и так далее.

Школа в первую очередь отвечает за те качества ученика, которые развиваются именно в общении с учителем, коллективной работе в классе. Речь идёт об общеучебных умениях, способностях творчески решать нестандартные задачи, делать выбор и отвечать за него, навыках проектной работы, командного взаимодействия. Важными также являются практические знания и навыки в области права, финансов, предпринимательства.

Нынешняя школа, основанная во многом на заучивании, через несколько лет перестанет справляться с новыми задачами. Для успеха в профессии, жизни, гораздо важнее не то, что учитель вложил ученику в голову, чтобы сдать очередной экзамен, а то, насколько он умеет применять всё это на практике. С академическими знаниями у учащихся российских школ всё в порядке. А вот в плане практического их использования порой есть, над чем работать.

Уважаемые коллеги! Чтобы эффективно отвечать на современные вызовы, необходимо переформатировать деятельность образовательных организаций, перевести их на новые принципы работы. На федеральном уровне Президент страны, Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки инициируют важные шаги в этой части.

В первую очередь обсуждается реорганизация системы управления и финансирования общего образования через передачу школ с муниципального уровня на государственный. В нескольких пилотных регионах – в Самарской, Астраханской, Тамбовской областях, Москве – эта модель уже отрабатывается.

Заявлено о совершенствовании базового содержания учебников, порядка их разработки, экспертизы и включения в федеральный перечень. Сейчас, как вы знаете, в этом списке – около полутора тысяч наименований. Теперь по основным дисциплинам будет две, максимум три линии базовых и углублённых учебников.

Важной задачей является развёртывание в регионах эффективной и доступной системы дополнительного образования, охват до 2020 года не менее 70 процентов детей, особенно в сельской местности, современными программами, формирование методических центров.

Планируется развитие научно-технического творчества, расширение кружкового движения, объединяющего ребят, способных к конструированию и программированию. Будет создана сеть соответствующих ресурсных центров, а также каналов предоставления доступной и увлекательной для детей информации о научных достижениях, исследованиях российских учёных. Активно обсуждаются и другие инновации.

Ежегодно республика вкладывает в систему образования колоссальные средства – более 30 миллиардов рублей. Это треть всей расходной части бюджета. На эти деньги строятся новые школы и детские сады, проводится ремонт, оборудуются компьютерные классы и спортивные залы, приобретаются школьные автобусы, выплачивается заработная плата работникам образования.

В результате крупных вложений Башкортостан сегодня неплохо выглядит в части укрепления материальной базы.

Вкладывая серьёзные средства в образование, мы вправе рассчитывать на высокую отдачу в виде, прежде всего, значимых достижений в профессиональной деятельности, роста качественных показателей работы образовательных организаций.

Отмечу, что за последние годы заметно улучшились результаты ЕГЭ. Средние баллы по всем учебным предметам стали выше. Уменьшилось число неудовлетворительных оценок. Выпускников с высокими баллами стало больше.

Однако только по результатам итоговой аттестации трудно судить, насколько в целом эффективна наша образовательная система в части приближения её к современным стандартам, в том числе в сфере менеджмента.

Внедрение в управление отраслью проектных технологий особенно важно для успешной реализация федеральных программ по развитию электронного обучения, созданию современной образовательной среды для школьников, доступного дополнительного образования, центров инноваций в вузах и подготовки кадров для передовых технологий. Министерству образования республики необходимо обеспечить достижение заложенных в них целевых показателей.

Уважаемые коллеги! Одна из главных задач – запуск в республике единой системы электронного образования. Современная информационная среда становится в наши дни эффективной платформой интеграции образовательных ресурсов и компетенций, запуска важных инноваций.

Электронное образование в республике внедряется с 2014 года. Приняты концепция и план мероприятий до 2020 года, реализуется соответствующая подпрограмма. Действует республиканский портал, объединивший онлайн-ресурсы образовательных организаций. Учреждены ежегодные гранты для школ в размере 30 миллионов рублей. В прошлом году в республике состоялась апробация образовательного портала «Российская электронная школа» для пятиклассников.

Не буду подробно останавливаться на этом вопросе, потому что и Совет при Главе республики по электронному образованию действует, и, собственно говоря, школы сегодня набирают обороты. Но, конечно, нам надо действовать активнее.

В числе приоритетных задач – создание современной образовательной среды. Принцип её открытости означает возможность школьников и студентов самостоятельно выбирать программы и курсы, учиться на разных обучающих площадках. По прогнозам экспертов, через 10-15 лет более половины образовательной деятельности детей будет проходить вне школы. Это потребует изменения роли учителя, значительного роста его квалификации, привлечения к учебному процессу вузовских преподавателей, учёных, экспертов.

Пока в республике мы видим лишь единичные примеры сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня. Большая их часть остаётся вне этого поля. В том числе и по этой причине нет системной работы с одарёнными детьми, снижаются темпы олимпиадного движения, ухудшаются его результаты. Конечно же, это очень плохо. Нам надо выправлять ситуацию.

В каждой образовательной организации должны быть специалисты, подготовленные к работе с юными талантами. Министерство образования должно координировать эту деятельность, создавать условия для самореализации одарённой молодежи.

Два года назад я давал поручение создать детскую инженерную школу. В результате объединения двух учреждений появился Республиканский инженерный лицей. Фактически же поменялось только название, но не содержание работы. Считаю это формальным отношением к делу. Нужно создать по-настоящему инновационное учреждение с высоким уровнем общеобразовательной и технической подготовки, современным оборудованием. Инженерный лицей должен стать одним из центров подготовки в республике специалистов для высокотехнологичных производств.

Уважаемые коллеги! Отмечу положительную динамику развития системы среднего профессионального образования. Пять наших колледжей стали участниками приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда». На развитие СПО в рамках Федеральной целевой программы развития образования привлечено более 24 миллионов рублей. В этом году в Уфе состоялись три крупных всероссийских и международных форума по вопросам развития профессионального образования.

Главный акцент в этой сфере сделан на освоении современных знаний, техники и технологий, необходимых для развития наукоёмкой экономики. Нужно достигать соответствия компетенций выпускников запросам такой экономики, наладить тесные связи профессионального образования с реальным сектором и прикладной наукой.

Работу по повышению престижа инженерных специальностей и рабочих профессий надо начинать со школы. Важно заинтересовывать молодёжь через грамотную профориентацию, систему дополнительного образования, вовлечение в техническое творчество, работу технопарков.

В республике есть свои идеи и наработки в этой части. Нужно привести в пример Туймазинский индустриальный колледж, где на полученный грант закупили современное оборудование и успешно реализуют профориентационный проект «Мастер-ОК» по обучению школьников основам рабочих и технических специальностей. Сотни старшеклассников знакомятся здесь с азами рабочих профессий, основами электротехники, 3D-моделирования, робототехники. Вместе со специалистами колледжа планируется запуск общереспубликанской программы сетевой индустриальной школы «Алтын ҡулдар» – «Золотые руки», которая будет помогать молодёжи выбирать перспективные рабочие и инженерные специальности.

Сейчас в нескольких пилотных регионах страны внедряется стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, определяющий основные требования по подготовке кадров и оценке этой подготовки, которым должен соответствовать регион. Правительству республики нужно проработать вопрос заключения с Агентством стратегических инициатив соглашения о внедрении у нас этого важного стандарта.

Необходимо развивать систему независимой оценки и сертификации квалификаций персонала. Планируется подготовить региональный сегмент Национальной системы профессиональных квалификаций.

Стандарты кадрового обеспечения, системы профессиональных квалификаций, их оценки и сертификации напрямую определяют требования к работе колледжей и университетов республики.

Отмечу, что наши вузы в последние годы повышают свои рейтинги. Уфимский государственный нефтяной технический университет стал опорным университетом, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы – опорным гуманитарным вузом. В этом году будет запущен национальный рейтинг вузов, включающий, в том числе, отечественную систему оценки научных публикаций. Задача наших университетов – занять в нём достойное место.

БГПУ стал обладателем гранта на 223 миллиона рублей на реализацию Государственной программы по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Поздравим также Башгосуниверситет, получивший рекордный научный грант на 195 миллионов рублей для проведения исследований в области полимерных композитов для развития малотоннажной химии.

Чтобы наши вузы стали более востребованными, нужно, конечно же, укреплять их материальную и научно-методическую базу, повышать качество подготовки специалистов, особенно в филиалах, теснее работать с профильными предприятиями, в том числе, в части трудоустройства выпускников.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы имеем неплохие количественные показатели в части охвата детей программами дополнительного образования. При этом услуги многих этих организаций фактически стали платными и потому недоступными для семей с низкими доходами. Опрос родителей, проведённый Общероссийским народным фронтом, показал, что материальные трудности с посещением кружков и секций испытывает каждая третья семья в стране. Только 32 процента семей с тремя и более детьми могут оплачивать эти занятия.

Конечно же, эти цифры сложно комментировать. Огромное количество детей оказывается вне этого учебного поля. В этом плане нам, уважаемые коллеги, надо работать, повышать доступность.

Надо создавать, развивать бесплатные формы дополнительного образования, в первую очередь, в школах. Чтобы в них во второй половине дня работали спортивные, творческие, технические объединения. Особенно это важно для села, где учреждений дополнительного образования на порядок меньше, чем в городе.

Различные кружки и секции должны активно действовать в детских оздоровительных лагерях. К сожалению, почти все предприятия перестали содержать загородные лагеря, и эти фактически учебные территории без серьёзной поддержки на сегодняшний день пришли в упадок. Жилые корпуса, мебель, оборудование для столовых, спортивные площадки, инженерные сети, системы безопасности, инвентарь – всё это нужно обновлять. Причём это надо делать быстро. Поручаю Министерству образования республики разработать программу развития оздоровительного отдыха детей, предусмотрев укрепление материальной базы загородных лагерей и соответствующее финансирование.

Пусть эта программа будет рассчитана на три года, пять лет, но нам надо навести порядок в детских оздоровительных учреждениях. Обязательно нужно это сделать.

Я бываю в ДОЛ, смотрю, что там происходит. Конечно же, впечатления очень слабые. Только несколько оздоровительных лагерей соответствуют современным требованиям. Реально ситуация на сегодняшний день просто плохая.

Башкортостан стал первым регионом после Москвы, где был реализован федеральный проект «Исторический парк «Россия – моя история». Знакомство детей с его интерактивными экспозициями, несомненно, способствует патриотическому воспитанию, повышению интереса к изучению истории страны и нашей республики. В течение учебного года учителям нужно обязательно не просто побывать со школьниками в историческом парке, а максимально использовать его уникальные возможности в учебной и внеклассной работе.

Ещё раз повторю: после Москвы единственный регион, где сегодня работает такой исторический парк – это Башкортостан, Уфа. Используйте эти возможности, дорогие друзья. Посещение этого исторического парка для школьников, студентов – бесплатно. Приводите туда детишек, они же получат уникальные, новые, современные знания, представленные совершенно по-другому, совершенно в другом формате. Я почитал отзывы посетителей этого парка – просто восторженные, всем нравится. Мы же сделали это для вас, уважаемые учителя, для детишек. Так пользуйтесь этой возможностью.

Уважаемые коллеги! Что касается целей, методов и форм воспитательной работы в современной школе, здесь нужно также сказать о новых взглядах и подходах.

Мы уже говорили на Первом республиканском Родительском форуме о необходимости обеспечения медиа- и сетевой безопасности детей, находящихся под постоянным и часто негативным информационным прессом. Один из проектов Минобрнауки России – «ТАСС – детям» предполагает создание в школе системы школьного телевидения для показа новостных, просветительских, историко-культурных программ воспитательного характера. Планируется также, что сами ученики будут готовить сюжеты о жизни школы, заниматься коллективным творчеством. Мы, конечно же, поддержим такой проект.

Важное направление совершенствования воспитательной работы связано с проектным подходом. Важно научить ученика правильно планировать собственную жизнь, ставить реальные цели, а затем целенаправленно их достигать в профессиональной, творческой и других сферах. Начинать развивать эти качества нужно с малых дел в школе, во внеклассной работе, на занятиях в кружках и секциях, помогая формировать ценностное отношение ребёнка к труду, творчеству, друзьям, к себе, своей жизни. Знаменитая писательница Астрид Линдгрен сказала: «Если в самом начале человеку будет даровано чувство уверенности в собственных силах и вера в надёжность этого мира, он легче справится с трудностями, когда придёт их черёд». В этой работе, конечно же, мы должны опираться на родительское сообщество, родителей.

Несомненно, сегодня нужно повышать роль семьи, совершенствовать семейную политику, отлаживать системную работу родительского сообщества, способствовать его самоорганизации, прежде всего на уровне муниципалитетов и сельских поселений. Сейчас в Министерстве труда республики формируется Управление по семейной политике. Его территориальные подразделения будут организованы во всех городах и районах республики.

Думаю, в этой аудитории нет необходимости говорить о важности тесного взаимодействия педагогов и родительской общественности. Здесь надо добиваться встречного движения. Родительским объединениям нужно активнее участвовать в жизни школы, оборудовании спортплощадок, школьных стадионов, организации соревнований, походов, экологических, благотворительных акций и других реальных дел, формирующих у ребят важные качества.

Нужно в целом менять культуру отношений в системе «учителя-родители-ученики», объединять усилия исходя из новых вызовов. Не стремиться сделать отношения учителя и родителей конфликтными. Не выпячивать порой те проблемы, которые возникают в этой части. Мы видим, что иногда в угоду рейтингам средства массовой информации, что называется, пережимают и начинают активно критиковать учительское сообщество. Хотя, считаю, что в большинстве случаев учителя действуют абсолютно правильно. Пусть речь идёт о покупке дополнительных учебных материалов, оборудования и так далее.

Родительское сообщество всегда помогало функционированию школы. Так было и в советские времена, так есть сейчас. Конечно, так будет и дальше. Безусловно, эту работу надо проводить на добровольных началах. Здесь не должно быть сверхдавления. Но без помощи родительского сообщества школам, конечно, трудно. Я прошу Министерство образования организовать участие родителей во всех районных и городских августовских совещаниях.

Главное, коллеги – не допускать формального отношения к этой работе. Формализм губителен в любом деле, но в образовании он опасен многократно. Стены с мебелью и глобусами делают Школой с большой буквы именно учителя. Неравнодушные, сопереживающие, многое знающие и умеющие, способные научить ребёнка познавать и творить.

Главное для учителя – привить ребенку желание учиться. Если учитель любит своё дело, верит в ученика, то обязательно получит достойный педагогический результат. Если он равнодушен, если ему неинтересен ни предмет, ни ребёнок, конечно же, ничего хорошего не получится.

Наша республика богата сильными учителями. Республика гордится такими педагогами, как народный учитель России и народный учитель Башкортостана, учитель лицея №42 Уфы Лиза Киямовна Агадуллина, народные учителя Башкортостана – учитель-мастер лицея №5 города Уфы Флюза Кабировна Галимова и учитель математики лицея №60 Нина Николаевна Ускова, победитель городского и республиканского конкурсов «Учитель года», Всероссийского конкурса учителей физики и математики, преподаватель лицея №153 Михаил Владимирович Саханевич, победитель республиканского конкурса «Учитель года», учитель русского языка и литературы уфимской школы №112 Сергей Иванович Попков, а также сотнями победителей конкурса «Лучшие учителя России» и приоритетного национального проекта «Образование» со всей республики, наставниками участников олимпиад и конкурсов.

В республике сложились известные педагогические династии – Таиповых из Кушнаренковского района с общим педагогическим стажем, вдумайтесь в эту цифру, более тысячи лет, Галиуллиных и Прохоровых из Белорецка, Валеевых из Баймакского, Гусмановых из Дюртюлинского района, Девятовых из Илишевского, Акмановых из Зианчуринского, Исмагиловых из Нуримановского, Ибатуллиных и Шаниных из Мелеузовского, Тикеевых, Пайкиных, Губановых из Уфы, общий педагогический стаж которых также превышает несколько сотен лет. Только в нашей столице трудятся представители около 130 педагогических династий.

Сейчас многократно повышаются требования к тем, кто готовит учителя к работе в новых условиях, и к тем, кто отвечает за его последипломное образование. Такая помощь нужна не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, которые с годами зачастую могут отставать от современных профессиональных стандартов.

Конечно, силами Института развития образования надо работу по повышению квалификации, дополнительного образования проводить ещё более активно.

Уважаемые коллеги! До начала нового учебного года осталось ровно полмесяца, но до полной готовности нам ещё далеко. Из 1332 школ республики 748 – это больше половины – получили предписания Роспотребнадзора. Мы сегодня говорим о важности качественных изменений в системе образования, а сами порой не можем навести порядок в элементарном, создать для детей необходимые условия для учебы. Поручаю главам администраций муниципалитетов, городских округов, где выявлены эти факты, до августовских конференций, которые будут проходить на ваших территориях, устранить все замечания. А Министерству образования представить мне до 25 августа соответствующий отчёт.

Скажу, коллеги, ещё об одной важной задаче, касающейся сохранения жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасности. К огромному сожалению, ежегодно дети погибают в результате несчастных случаев на воде, в пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, калечатся на игровых площадках, стройках. Оставшись без присмотра, они часто не понимают реальных рисков многих своих поступков.

С 1990-х годов в наших школах изучается предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». При этом ситуация с детской смертностью и травматизмом, увы, не улучшается. Значит, эти занятия порой проводятся формально, раз они ничему не учат. Нужно, конечно же, менять методику преподавания ОБЖ, оснащать учебные кабинеты современным оборудованием, на котором можно развивать навыки оказания первой помощи, формировать практические, жизненно важные знания и умения безопасного поведения, чтобы они сейчас, наши детишки, и затем, во взрослой жизни смогли сберечь свою и чужие жизни.

Недавний пожар в Бирском районе, унесший жизни девяти человек, в том числе пятерых детей, потряс всю республику. Никто не застрахован, к сожалению сегодня, от таких трагедий. Тем не менее, всеми силами нужно их упреждать. Я поставил задачу – оснастить каждый сельский дом, где проживают дети, пожарными оповещателями. Это такие мини-сирены, которые при наличии дыма включаются. Если это происходит ночью, будят жителей, взрослых, детей и люди успевают спастись. Такие случаи у нас уже есть, когда пожарные извещатели спасали жизнь. Считаю, что недопустимо терпеть беспризорность детей, безалаберность, беспечность их родителей, их пьянство или курение, приводящие к таким ужасным последствиям.

В целом внимание к детям, особенно во время каникул, со стороны местной власти, правоохранителей, участковых, органов опеки, классных руководителей, родительских комитетов ни в коем случае не должно ослабевать.

Вопросы безопасности детей, защиты школ, детских садов от пожаров, криминальную ситуацию, движение транспорта вблизи образовательных учреждений прошу всегда держать на особом контроле.

Мы должны детишкам постоянно показывать, что все мы живём в зоне техногенных рисков, опасности, сложности. Поскольку здесь присутствует директорский корпус, ещё раз прошу – обратите внимание педагогов, которые обучают основам безопасности жизнедеятельности, на то, что формально занимать эти часы нельзя. Надо, чтобы и во взрослой жизни детишки сегодняшние, получив навыки, могли считаться с теми рисками, которые есть в обществе. Что получается – три-пять лет назад школу закончил молодой человек, садится за руль автомобиля, выезжает, начинает куролесить, погибает сам и ещё убивает тех, кто вообще не причастен. Это очень сложная тема. Говорить о ней очень сложно, потому что бесшабашность, безответственность, легкомысленное отношение к своей жизни, конечно, на сегодняшний день присутствует ещё в головах значительного количества наших сограждан. Учителя, педагоги ОБЖ, конечно же, должны работать по-настоящему.

Уважаемые коллеги! Мы ждём от образовательной системы гибкости и динамизма в развитии, оперативного реагирования на изменения и умения эффективно ими управлять. Для этого нужны не только хорошие учителя, но и грамотные управленцы в сфере образования – ответственные, энергичные, авторитетные лидеры, умеющие создавать и реализовывать программы развития. Сегодня многие вопросы переданы на рассмотрение самим школам. Конечно же, нам надо готовить директоров школ по-настоящему, сделать из них управленцев.

Мы ведь толком, вообще говоря, этой работой не занимаемся. Берём хороших учителей с организаторскими способностями, назначаем их директорами школ, а потом смотрим, как они иногда и мучаются вместо того, чтобы помочь, организовать курсы для молодого директора школы и таким образом ввести его в сложную управленческую жизнь. Без этого никак не получается.

Директорами становятся довольно молодые люди – 30-35 лет, иногда ещё жизненного опыта нет. И нет, так сказать, глубинного понимания, что и как делать. Значит, мы этой темой должны заниматься. Пока это всё – на уровне самообучения. Так не пойдёт. Ещё раз: школа сегодня является ключевым элементом, которая в обществе играет важнейшую роль. Поэтому мы не можем так без участия смотреть на то, кто у нас во главе школы стоит, либо других учебных заведений.

Крепкая материально-техническая, научно-методическая база, современные образовательные технологии, компетентные кадры, эффективный менеджмент, опора на лучший отечественный и зарубежный опыт – всё это важные слагаемые успеха в развитии системы образования республики.

У нас действительно мощная, сверхмощная система образования, но по-другому и быть не может. У нас в школах обучаются 450 тысяч детей. В вузах более 100 тысяч студентов. В колледжах и средних специальных учебных заведениях тоже около 100 тысяч учеников. Это уже 650 тысяч детей. Далее – в детских образовательных учреждениях более 200 тысяч детишек. Это суммарно уже более 850 тысяч детей. Конечно же, и отряд учителей, педагогов, работников образования у нас очень большой. И система огромная, одна из самых больших в Российской Федерации.

Но и на нас лежит очень большая ответственность. В большой системе нельзя формировать какие-то ошибки, потому что они очень далеко распространяются, очень глубинные слои населения затрагивают. Мы должны быть умеренно консервативными, но при этом двигаться вперёд. Задача стоит очень сложная, большая. Каждый раз говорим об этом на августовских педагогических советах. Но вперёд мы идём, движемся. Нам удаётся сохранять и баланс, и спокойствие, уходить от конфликтов, которые порой искусственно навязываются, политизируются, выпячиваются. Всё-таки здравый смысл берёт верх в нашей образовательной системе. Уверен, что так будет и в дальнейшем, что мы будем справляться с новыми вызовами, работать по-настоящему крепко, надёжно. Мы не уроним авторитет нашей замечательной республики, нашего горячо любимого Башкортостана.

Желаю всем здоровья и благополучия, упорства в решении поставленных задач, и конечно, успехов в новом учебном году.

Рәхмәт! Спасибо!

***

С отчетным докладом на тему «Совершенствование системы воспитания детей в Республике Башкортостан» на педагогическом форуме выступила министр образования РБ Гульназ Шафикова. Вначале она рассказала об итогах сдачи выпускниками школ Единого государственного экзамена. Так, по итогам проведения ЕГЭ в 2017 году наблюдается значимое увеличение среднего балла по большинству учебных предметов по сравнению с прошлым годом, в полтора раза снизилась доля выпускников школы, получивших неудовлетворительные результаты, и соответственно увеличилась доля участников ЕГЭ, получивших 81 и более баллов.

В 2016 году республика один из немногих регионов, который получил федеральную субсидию в сумме 774 млн рублей на строительство двух школ: на 1000 учебных мест с бассейном в Стерлитамаке и средней школы №1 села Федоровка. Всего было создано более 12 тысяч новых ученических мест, в первую смену стали обучаться 88% школьников. В новом учебном году планируется достичь цифры – 90 процентов.

По словам министра, активизировалась совместная работа вузов, колледжей и школ на базе образовательных кластеров, которые позволяют объединить материально-технические, кадровые и финансовые ресурсы. Сегодня в регионе действуют шесть образовательных кластеров, что позволяет проводить эффективную профориентационную деятельность в школах. Эти процессы проходят параллельно с внедрением электронного образования.

– Также в республике разрабатывается электронная платформа для изучения башкирского языка для всех желающих в дистанционной форме, – отметила Гульназ Шафикова. – Подобные ресурсы после апробации в ближайшее время будут предложены также для разных направлений дополнительного образования, психолого-педагогической подготовки к экзаменам.

Выступление на педсовете прокурора РБ Андрея Назарова было посвящено неукоснительному соблюдению законности в сфере образования. Вице-премьер Салават Сагитов также рассказал о прошедших прокурорских проверках на предмет соответствия образовательного процесса существующим нормам федерального и республиканского законодательства. Многие вопросы, такие как сертификация по федеральным стандартам учебников с региональным компонентом, вариативность преподавания родных языков, вышли из разряда правовых коллизий без ущерба для всех сторон образовательного процесса.

– Башкирский язык в нашей республике будет изучаться, – подчеркнул Глава Башкортостана Рустэм Хамитов. – Одновременно мы должны выполнять федеральные государственные образовательные стандарты. Понятно, что те замечания, которые сделала в своей проверке прокуратура, будут учтены. Они уже учтены, и работа такого рода на сегодняшний день идёт.

Хотел бы обратить внимание на следующее. Нам нужно подтянуть качество обучения башкирскому языку.

Ни для кого не секрет, что выпускники городских школ зачастую, отучившись, не могут по-башкирски ни говорить, ни читать-писать. Не могут простейшие предложения сложить, обратиться на башкирском языке с простейшими просьбами, это так.

Надо, безусловно, пересматривать методику, надо по-другому подходить к изучению башкирского языка. Не надо, что называется, силой обучать основам грамматики, письма, но нужны основы башкирского языка для тех, кому башкирский язык не является родным.

Там, где проживает наше башкирское население, понятно, что степень изучения языка будет одной. В больших городах, может быть, надо посмотреть методики обучения. Кроме того, в восьмом-девятом классах мы будем рекомендовать ещё и факультативы для желающих, поскольку нужно сохранить часы.

А что делать с учительскими коллективами, если уже 25 лет эта работа ведётся, и за один день её изменить невозможно? Нам нужно время для того, чтобы перестроиться, осмыслить, понять, где мы находимся.

Значит, факультативы вводите, ещё какие-то формы работы для учителей башкирского языка используйте. А то у нас уже «горячие головы» появились, которые начинают говорить: не нужны, будем увольнять. Нет, не будем увольнять! Никого. Я просто-напросто запрещаю. Работайте, ищите варианты.

Одновременно надо работать и с родительским сообществом, объяснять родителям. Мы живём в Башкортостане, поэтому понятно, если в школах в вариативной части по одному часу в неделю будут преподавать башкирский язык, в том числе как государственный, от этого ничего плохого не будет, только хорошо будет. Ребята будут вовлекаться в языковую среду.

Ещё раз говорю: это преподавание, обучение должно быть построено в новой форме. Поэтому спокойно, разумно, не политизируя, не драматизируя, не создавая конфликт на ровном месте, мы должны сегодня пройти эту ситуацию.

Да, есть законы, мы их обязаны исполнять, выполнять федеральные государственные образовательные стандарты. Одновременно понимаем, что у нас 29 процентов башкирского населения. Понимаем, что татарского населения 25 процентов, что у нас живёт более 100 тысяч чувашей, марийцев. Мы должны создавать условия для обучения на родных языках и обучения родному языку. Все эти возможности у нас на сегодняшний день есть. Родные языки в республике изучаться будут. У нас для этого все возможности есть. Но процессы модернизации, изменений, которые сегодня нужны в соответствии с требованиями закона, должны идти спокойно, разумно, бесконфликтно. На конфликте мы далеко не уедем – ни одна сторона. Эту работу надо провести разумно, спокойно, нормально.

Мы сейчас должны понять, что нам нужно, вообще говоря, что мы хотим получить от изучения родных языков.

У нас языки народов страны в основном находятся в зоне риска потому, что малочисленно население того или иного этноса. Это касается чувашей, марийцев, башкир, ряда других народов Российской Федерации.

Мы должны сохранить ядро носителей языка. Мы не имеем права, чтобы в наше время исчезали языки. Мы должны помогать им. И населению нашей республики мы должны объяснять: помогайте нам в этой работе, это важно. Это нужно и с культурологических позиций, и с цивилизационных позиций. Родные языки важны.

Эту тему подхватил ряд средств массовой информации, накачивает, переворачивает её каким-то образом, надувает, пытается людей столкнуть лбами. Это страшно и опасно. Нельзя этого допустить, это очевидно. Поэтому спокойно, нормально надо к этой теме подходить. Разум превыше всего.

Надеюсь, что мы справимся с этой ситуацией. Мы ответственные люди – и власть, и общество. На этом вопросе мы не сломаемся – имею в виду: не будет конфликтов, не будет противостояний, сшибок.

Сегодня уже много сказано – если возникла такая необходимость, если у ребёнка, родителей нет желания обучаться в данном случае башкирскому языку – пожалуйста. Мы создадим условия для того, чтобы обучение шло по другому предмету. Но ещё раз повторяю, обращаюсь к родительскому сообществу: башкирскому языку нужна помощь, поддержка. И статус государственности башкирского языка, и обязательность обучения башкирскому языку – это в своё время было помощью башкирскому языку. Он исчезал. Он просто исчезал. Люди уже говорили на языке только в семьях, только осторожно. Поэтому давайте разумно подходить к этим вопросам.

Этот вопрос [изучение языков – прим. пресс-службы] мировоззренческий, цивилизационный. Общество проверяется, в том числе по отношению к тому, кому надо помогать.

Да, будем выполнять требования образовательных стандартов. Мы должны выполнить эти образовательные требования. Но в рамках образовательных стандартов вполне есть большая, хорошая возможность изучать родные языки. Уверен, что и башкирский язык имеет будущее, хотя находится в зоне риска. И другие родные языки имеют абсолютно нормальную, хорошую перспективу. Тем более что уже было сказано: «Конституцией защищены права народов Российской Федерации». Мы на сегодняшний день разумно, спокойно, без излишней драматизации должны найти правильное решение. Мы его найдём.

***

Глава Башкортостана Рустэм Хамитов обратился к вице-президенту Российской Академии образования Юрию Зинченко, который стал участником республиканского педсовета, с предложением провести в самое ближайшее время в Уфе под председательством Российской Академии образования научно-практическую конференцию с привлечением педагогов, законодателей, специалистов, контрольных органов, представителей общественности из всех республик Российской Федерации, на которой обсудить многообразие вопросов изучения родных языков.

– Нельзя это сегодня превращать в противостояние, нужно сделать открытую площадку. Надо говорить, обращаться к обществу, выработать совместные подходы. А иначе получится так, что одни нажимают, другие сопротивляются. Что-то в этом нехорошее. Нужно открыто и спокойно говорить обо всех этих многочисленных вопросах. Если РАО возьмется за этот вопрос, а мы предоставим площадку, и организуем всё, то, я думаю, что мы хорошо продвинемся вперед, – сказал Рустэм Хамитов.

Юрий Зинченко положительно отнесся к проведению в Уфе такого рода научного форума: «Надо только выбрать время и место конференции».

Рустэм Хамитов предложил ускоренно решить организационные вопросы и провести форум уже в сентябре-октябре этого года. Педсовет аплодисментами поддержал идею Главы Башкортостана.

В завершение пленарной части состоялась церемония награждения лучших учителей республики знаками профессионального отличия.

***

– Разговоры, которые состоялись сегодня, важны. Мы, безусловно, должны говорить обо всём, не скрывая острых углов, разбираясь в наших проблемах и задачах, которые стоят перед нами, – подытожил Рустэм Хамитов. – Во всех наших делах нами должны руководить разум и спокойствие, нормальное, профессиональное отношение к делу. В нашей республике всегда будут востребованы образцы хорошей работы в вопросах образования. Надеюсь, что мы постоянно будем в лидерах, и мы всегда будем соответствовать самым высоким требованиям, стандартам. Мы с вами, уважаемые учителя, отвечаем за будущее республики, страны. На нас огромная ответственность. Благодарю вас, уважаемый педагогический, учительский корпус, за вашу работу. Вы сильные люди, и работа ваша сложна. Говорил об этом не раз, повторю, и буду повторять об этом. Многие ценят вашу работу очень высоко. Мы все, и во властных структурах, руководство республики понимаем, какую сложную, ответственную работу вы выполняете. Благодарю вас за эту работу. Понимаю, что трудности ещё будут. Будут ещё сложности. Но всё это преодолимо. Поздравляю с наступающим учебным годом. Хочу, чтобы в наших школах был мир, спокойствие, чтобы мы были заняты только одним – подготовкой наших детей к взрослой жизни. Чтобы из школы наши дети выходили уже подготовленными людьми к тем сложностям, которые есть в окружающем нас мире.

Спасибо. Уңыштар. Таҙалыҡ, иҫәнлек теләйем. Рәхмәт.
Следите за нашим Twitter-каналом, чтобы не пропустить самое интересное!

 
Смотрите также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Наверх