ГЛАВНАЯ ОБЩЕСТВО ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА СПОРТ ПРОИСШЕСТВИЯ БАШКОРТОСТАН СТЕРЛИТАМАК АФИША ТУРИЗМ
» » ПЭФ-2011 - Цели определены, задачи поставлены

ПЭФ-2011 - Цели определены, задачи поставлены

20 июня 2011  |  версия для печати   |  ИА "Финмаркет"
Петербургский экономический форум в очередной раз продемонстрировал, что в России нет проблем с идентификацией "узких мест" и рецептами преодоления трудностей. Мы научились понимать, что именно сдерживает развитие экономики, и не скрываем желания бороться с собственными недостатками и преодолевать их.

Проблема в том, что решающий шаг - от правильного целеполагания к эффективному решению поставленных задач - России сделать пока не удалось. Поэтому программные выступления ПЭФа из года в год по духу похожи друг на друга. Время между тем уходит, а консервация отсталости, как наглядно показали выступавшие в Питере экономисты, не сулит в исторической перспективе ничего хорошего.

Правительство хорошее, экономика - не очень

Рано утром в пятницу Сбербанк провел деловой завтрак, посвященный проблемам российской экономики, под дискуссионным названием "Конкурентоспособная Россия: миссия (не) выполнима?". Герман Греф пригласил позавтракать и поговорить не только ведущих бизнесменов и инвесторов, но и ключевых членов российского правительства - вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина и первого вице-премьера Игоря Шувалова. В принципе, этим завтраком организаторы форума могли бы и ограничиться - пришли почти все, проблемы определили точно.

Для начала аудитории представили исследование Всемирного экономического форума о конкурентоспособности экономики России, которое констатировало не самые лучшие позиции страны на глобальном уровне по таким показателям, как производительность труда, коррупционность экономики, качество трудовых ресурсов и образования. Греф, бывший министр экономического развития РФ, отметил, что усилия правительства не приводят к улучшению ситуации.

Бизнесмены и чиновники смогли проголосовать, назвав причины этой ситуации. Выяснилось, что почти половина участников мероприятия считает главной причиной отставания России коррупцию, треть - плохое госуправление, и одна пятая - низкий уровень конкуренции. А вот вину частных компаний в этом почти никто не признал, как и проблемы в финансовой системе.


Неизвестно, голосовали ли Кудрин и Шувалов, но после голосования они поспорили об эффективности правительства. Шувалов считает, что госаппарат стал функционировать лучше, а вот министр финансов обвинил профильные ведомства в открытом лоббировании отдельных отраслей и даже бизнесов. И обещал назвать фамилии.

Греф напомнил, что задача повышения конкурентоспособности впервые была четко сформулирована в 2003 году тогдашним президентом Владимиром Путиным, когда он сказал, что "наша задача - сделать конкурентоспособными компании, товары, людей и правительство". С тех пор эта задача с повестки дня никуда не ушла, а рейтинг конкурентоспособности России "неуклонно снижается за последние годы", констатировал глава Сбербанка.

"Усилия со стороны правительства очень значительны, но объективные показатели, которые мы видим по международным рейтингам, - отсутствие динамики. В чем проблема, что нам нужно сделать, что мы делали не так в эти годы?", - спросил Греф.

Игорю Шувалову не привыкать - он всегда убежденно отстаивает позиции правительства, что перед иностранными инвесторами, что перед российскими депутатами. Первый вице-премьер заявил, что уверен в конкурентоспособности правительства. По его мнению, причина отставания России от ведущих стран скорее в медленной трансформации общественных институтов и развития бизнеса.

"Мы понимаем, что мы находимся в достаточно сложном периоде. Этот период связан с выборами. Зимой состоятся выборы в Госдуму, в марте - выборы президента", - напомнил Шувалов. "У тех, кто работает в правительстве, политических партиях, общественных организациях, и у граждан, которые составляют главное наше богатство, есть большие ожидания. То, что в будущем году, после того, как все предвыборные компания завершатся, состоится общественный консенсус. Он будет выражаться в определенных действиях президента, правительства, законодателей", - считает он.


Кудрин оценил конкурентоспособность правительства РФ не столь высоко, как Шувалов.

"Я бы поспорил с Игорем Ивановичем (Шуваловым - ИФ) по поводу конкурентоспособности правительства", - сказал он. По словам Кудрина, в первую очередь речь идет "о кадровом составе правительства, идеях, которые мы защищаем, политике, которую проводим".

"Из всех факторов, которые называются, и конкуренция, и правила, институты, образование, квалификация, и другие возможности, связанные с природными возможностями России, самый главный фактор - готовность правительства проводить модель и реализовывать некоторые институты", - отметил он.

Правительство, по словам Кудрина, до сих пор не в полной мере реализует вывод государства из бизнеса. До сих пор члены правительства пытаются создавать особые условия для деятельности отдельных отраслей и предприятий, что также не свидетельствует о его собственной конкурентоспособности, считает министр.

"Сами члены правительства - я сейчас вижу очередные заявки министерств и ведомств к новому бюджету на следующий период - в двух третях случаев это просто предложения о дополнительной государственной поддержке, часто не равной, а выборочной, отдельных отраслей и даже отдельных бизнесов внутри отдельных отраслей. Это как раз уменьшает конкуренцию", - отметил он.

"Я могу по фамилиям называть министров, которые это предлагают. Если мы реализуем их предложения, мы станем еще дальше от конкуренции, мы не создаем равных условий для бизнеса", - предупредил министр.

Президент, судя по всему, склонен в чем-то согласиться с критиками правительства. По крайней мере, "изменения в структуре правительства" он назвал одним из факторов реализации стратегии модернизации.

Спросить у правой, что делает левая

Питерский форум - по традиции "президентское" мероприятие. Дмитрий Медведев официально открывал ПЭФ в пятницу и участвовал в финальной его сессии в субботу.


Выступление главы государства на форуме всегда воспринималось как "программное" и оформлялось соответственно - с выделением приоритетов, разложенных по пронумерованным пунктам.

Громче всего прозвучал первый пункт. "Государству не нужны столь большие объемы собственности. Правительство представило предложения по графику приватизации крупных компаний. Реализация этих планов, безусловно, необходима. Но эти планы слишком скромны. Считаю обоснованным отказ от контрольных, а в ряде случаев и от блокирующих пакетов акций во многих крупных компаниях, которые сегодня находятся в государственной собственности", - заявил президент РФ.

"Государство не должно всегда само рвать яблоки с древа экономики. Найдется тот, кто может сделать это иногда и лучше, и эффективнее", - эта цитата прекрасно вписалась бы в питерскую речь президента. Если бы не была произнесена им ровно год назад. С тех пор государство продало небольшой пакет акций ВТБ и подготовило к продаже пакет акций Сбербанка.

"Нам по силам качественно изменить ситуацию за ближайшие несколько лет. Для этого наши основные действия будут сосредоточены на следующих задачах: на кардинальном улучшении инвестиционного и предпринимательского климата с целью создания высокопроизводительных рабочих мест во всех регионах страны; на качественном прогрессе в борьбе с коррупцией; создании современной полиции и других правоохранительных структур; на повышении эффективности судебной системы; наконец, на модернизации самого государственного управления, внедрении в него современных проектных подходов и на децентрализации полномочий", - заявил в своем выступлении президент, вызвав в памяти слушателей свои же слова на ПЭФе-2010 о России будущего, которая "должна стать привлекательной страной, куда будут стремиться люди со всего мира в поисках своей особенной мечты, в поисках лучших возможностей для успеха и самореализации".


Впрочем, рассчитывать на все и сразу не стоит. "Я далек от иллюзий, что вся российская экономика может стать другой за несколько лет, но за относительно короткое время мы обязаны пройти точку невозврата", - сказал президент.

Как и год назад, Медведев призвал бороться с сырьевой зависимостью и не рассчитывать все время на высокие цены на нефть, "и тем более на их постоянный рост".

Эта идея нашла столь горячий отклик у министра финансов, что он даже позволил себе некое подобие публичной полемики с президентом - ведь именно глава государства, по словам Кудрина, принимает решения, отнюдь не способствующие победе над нефтяной зависимостью.

"Я помню, лет 6-7 назад мы с Германом Грефом спорили, что мы себе можем позволить, чтобы сбалансированность бюджета была при цене $27 за баррель, я говорил, что надо меньше. Перед кризисом мы раздули расходы, и наш бюджет балансировался при цене на нефть $90 за баррель, сейчас с учетом антикризисных мер, новых социальных расходов мы балансируем в этом году бюджет только при $115 за баррель", - отметил министр.

Происходит существенное смягчение бюджетной политики, признал Кудрин. "Я противник этого, но не удается сдержать некие политические цели, одновременно это свидетельствует о слишком большой мягкости государства и слабости, неготовности жить строго, по средствам", - сказал он.

"Сегодня в выступлении президента Дмитрия Медведева я услышал, что нужно жить по средствам, что нельзя увеличивать эту зависимость от нефти, и что такая зависимость создает риски для высокой инфляции в ближайшие годы, а нам ставки надо снижать". Между тем, по словам министра, "за последние полгода именно президент принял решение об увеличении военных расходов и связанных с ними расходов на 1,5% ВВП, и это новый вызов для следующего года".

"Поэтому я запишусь к нему на прием, чтобы обсудить с ним эту дилемму", - заявил Кудрин.

Золото Испании и газ России


Присутствие на форуме председателя КНР Ху Цзинтао, возможно, и не было особенно полезным с точки зрения бизнеса, так как России и Китаю не удалось договориться о поставках газа, но зато наводило экономистов на тяжелые мысли.

Антон Рахманов, управляющий директор УК "Тройка Диалог", открывая круглый стол об итогах 20-летних перемен в России, сказал: "Нужно признать факт, что Россия, на самом деле, никуда не развивается. Наоборот, мы довольно много возможностей упустили. В 1994 году Россия и Китай находились на примерно одинаковых стартовых позициях, их экономики составляли где-то около 4% мирового ВВП каждая. А в 2010 году Китай занимает уже 13% мирового ВВП, а доля России снизилась до 3%. Вот это и есть плата за отсутствие реформ и модернизации".

Владимир Мау, руководитель экспертной группы проекта "Стратегия-2020" и ректор Академии народного хозяйства, наверное, лучше всех сформулировал причины и последствия хронического отставания России в развитии.

"Есть три самых общих сценария развития, которые нужно держать в голове. Последние 200 лет Россия развивается с отрывом от Франции и Германии в 50 лет - 2 поколения. И, чтобы мы не делали, какие бы правительства не были, этот разрыв то немного сокращается, то чуть удлиняется. Мы постоянно ставим задачу - сократить этот разрыв, но этого не удавалось никогда. Это не худший сценарий - сценарий Китая, который 200 лет назад был на уровне Британии, затем упал, потом опять догоняет, на мой взгляд, хуже. Но все-таки 200 лет этого развития не гарантирует его навсегда", - сказал он.

Второй вариант, по мнению экономиста, труднодостижим, но все же реален - это сокращение разрыва в развитии. И столь же реален третий вариант событий - отставать еще быстрее. "И мы знаем, что ресурсные экономики, за последние 500 лет, начиная с Испании XVI века, как только начинают жить на ренту, начинают увеличивать разрыв. 50 лет притока серебра и золота после открытия Америки Колумбом полностью разложило самую крупную европейскую державу, самую сильную армию - Испанию, очень хорошо организованную экономику. Но вскоре выяснилось там через 30 лет после изобилия, что покупать в Англии и Франции проще, чем производить у себя. После этого последовали дефолты, несмотря на бурный рост бюджетных доходов. Сценарий три - это сохранение стасус-кво".

На форуме было трудно найти подтверждения первого и второго сценария Владимира Мау. А вот вероятность третьего стала пугающе очевидной на главной сессии ПЭФа - энергетической.

Глава Международного энергетического агентства Нобуо Танака выступил с докладом, который назывался "Золотой век газа".

Он напомнил, что в 2010 году производство природного газа вышло на докризисный уровень - рост потребления составил 7,4%. Но в будущем, и особенно после пересмотра многими странами своих программ по атомной энергетике в сторону сокращения, рост потребления газа может составить до 2% в год, начиная с 2011 года, при том, что все энергоносители будут расти на 1,2% в год.

В результате к 2030 году газ станет самым востребованным энергоносителем, а к 2035 году обеспечит 25% всего спроса на энергоносители.

"Несмотря на то, что для всего мира это означает, что время дешевой энергии прошло, для России - это большое благо", - сказал Танака.

А глава "Газпрома" Алексей Миллер добавил масла в огонь. На традиционном голосовании о будущей цене газа он всех удивил прогнозом: газ в первом полугодии 2012 года будет стоить, с его точки зрения, $500 за тысячу кубометров, что на $100 выше прогноза голосовавших на сессии глав транснациональных энергетических компаний. Миллеру есть смысл доверять, ведь в прошлом году он единственным из голосовавших угадал цену газа в 2011 году - выше $300 за тысячу кубометров.

И, видимо, если прогноз Миллера сбудется, то и "третий вариант" Мау окажется самым вероятным. Впрочем, пример современной Испании - почетного гостя нынешнего ПЭФа - наглядно показывает, что экономика может развалиться без всякой сырьевой иглы. Будем надеяться, что могут быть исключения и в обратную сторону.

Подписывайтесь на нас в Facebook и будьте в теме главных новостей!

 
Смотрите также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Наверх