Стерлеград » Общество » Сибирские ученые провели исследование генов у людей, рожденных в кризисные годы

Сибирские ученые провели исследование генов у людей, рожденных в кризисные годы

11:25, 16 февраля 2024
Сибирские ученые провели исследование генов у людей, рожденных в кризисные годы
В Новосибирске группа исследователей из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН сделала важное открытие, связанное с генетическими особенностями людей, родившихся во время социально-экономических кризисов в России с 1992 по 1995 год. Результаты исследования подтверждают, что эти люди обладают уникальными генами, которые способствуют устойчивости к стрессу и повышенной тревожности.

Исследователи сфокусировались на анализе генетического материала трех различных возрастных групп, выбранных случайным образом: рожденных в 1982-1985 годах, в "кризисные" 1992-1995 годы, и в 2002-2005 годах. Основываясь на методах ПЦР, ученые изучили ДНК участников и провели анкетирование среди представителей каждой группы.

В результате было обнаружено, что гены DRD4 и COMT, относящиеся к дофаминергической системе, встречаются чаще у людей, родившихся в кризисные годы. Эти гены ассоциируются не только с повышенной устойчивостью к стрессу и поиском новизны, но и с уменьшенным риском развития тревожных расстройств, а также с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Кроме того, было выявлено, что у "кризисного поколения" чаще встречается ген ESR1, способствующий как повышенной тревожности, так и увеличению фертильности. Это открытие вызвало удивление у исследователей, поскольку указывает на сложность влияния стресса на репродуктивное поведение человека.

Светлана Михайлова, научный сотрудник института и кандидат биологических наук, подчеркнула, что несмотря на развитие медицины и технологий, естественный отбор продолжает играть ключевую роль в эволюции человека, смещая акцент с выживания на репродуктивный успех. Однако для подтверждения этих выводов требуются дополнительные исследования с участием более широкой выборки.