«ЗР» выяснил, как изменится рынок ввоза авто после повышения утильсбора
09:30, 3 марта 2024 Дарья Кузнецова

Фото © depositphotos.com
Журнал «За рулем» провел исследование, чтобы выяснить, как изменится механизм параллельного импорта автомобилей после повышения утильсбора.С мая 2022 года, когда был введен данный механизм по правительственному постановлению № 855, он позволял ввозить автомобили от брендов, ушедших с российского рынка. Однако в октябре 2023 года правила были ужесточены, усложняя процедуру для марок, официально представленных в стране. Недавно, в феврале 2024 года, правительство продлило действие постановления до конца 2027 года. За прошлый год через параллельный импорт в Россию было ввезено около 60 тысяч автомобилей.
Необходимо различать параллельный импорт и ввоз автомобилей через страны ЕАЭС, такие как «киргизская схема», предполагающая занижение таможенной стоимости. Возможность ввоза автомобиля без согласия правообладателя существует, но вызывает вопросы касательно таможенных пошлин и утильсбора. Например, стоимость внедорожника Toyota Land Cruiser 200 2022 года выпуска с пробегом 50 тысяч км после уплаты всех сборов может достигать 8 млн рублей, что в два раза выше его стоимости на немецком аукционе.
Однако, для уменьшения издержек, многие обратились к «белорусской схеме», позволяющей растаможивать автомобили с существенными льготами для определенных категорий граждан. Так, ввоз и растаможка того же Toyota Land Cruiser в Беларуси могут обойтись в суммарно 6 млн рублей, экономя 2 млн по сравнению с параллельным импортом. Однако срок действия этой схемы подходит к концу, что ставит под угрозу доступность иностранных автомобилей для российских покупателей.
Эта ситуация приводит к тому, что покупатели, стремясь сэкономить, все чаще прибегают к покупке поврежденных автомобилей на иностранных аукционах. Такие машины обходятся дешевле, но требуют дополнительных вложений в восстановление, не гарантируя при этом надежность и безопасность.