Стерлеград » Общество » Томские ученые намерены выяснить, зачем динозавры глотали камни

Томские ученые намерены выяснить, зачем динозавры глотали камни

12:33, 2 апреля 2024
Томские ученые намерены выяснить, зачем динозавры глотали камни
Тематическое фото. © Изображение сгенерировано нейросетью
Специалисты Томского государственного университета (ТГУ) приступили к исследованию уникальной находки, обнаруженной в Кузбассе, которая может пролить свет на маршруты миграции и особенности питания древних рептилий. Научная группа выявила наличие гастролитов – камней, используемых животными для способствования пищеварению, – в останках пситтакозавров, найденных в районе поселка Шестаково.

Доцент геолого-географического факультета ТГУ Степан Иванцов подчеркнул значимость этой находки: «Аналогичное поведение наблюдается у современных видов, таких как индюки и куры, которые также проглатывают камни для улучшения переваривания пищи. Это указывает на возможность существования подобных приспособлений у растительноядных динозавров».

Однако после проведения бурения 200-метровой скважины в 2023 году возникли вопросы относительно происхождения этих камней. Как отметил доцент геолого-геофизического факультета ТГУ Алексей Файнгерц, «анализ керна показал, что большая часть отложений в этом районе состоит из глин и песчаников, в то время как необходимые для пищеварения динозавров крупные гальки обнаружены не были».

Это наблюдение породило теорию о том, что древние рептилии могли предпринимать массовые миграции на значительные расстояния в поисках подходящих для своего пищеварения камней. Исследование эталонного разреза илекской свиты представляется ключом к разгадке данной загадки.

Помимо изучения миграционных маршрутов, команда ТГУ стремится выяснить происхождение отложений, содержащих останки динозавров. Вопросы о том, что послужило источником осадочного материала и каким образом он был перенесён, остаются открытыми.

Результаты данного исследования не только расширят знания о жизни динозавров на территории современной России, но и способствуют лучшему пониманию эволюции экосистем в целом.