РОАД перечислил 10 решений, которые ведут к спасению автомобильного рынка РФ
18:04, 29 апреля 2025 Дарья Кузнецова

Фото © depositphotos.com
Российский автомобильный рынок продолжает демонстрировать отрицательную динамику, вызывая обеспокоенность как среди дилеров, так и у производителей. Несмотря на обвинения со стороны покупателей, которые считают завышенные цены результатом жадности автодилеров и производителей, реальная ситуация оказалась куда сложнее. Об этом в интервью «Газете.Ru» рассказал председатель Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.По данным отраслевых аналитиков, в марте 2025 года продажи легковых автомобилей в России сократились почти наполовину — на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рынок грузовиков просел на 57%, автобусов — на 62%. Такая картина напоминает кризис 2022 года, когда иностранные автоконцерны массово покидали страну. Однако сегодня уход иностранных брендов уже не играет ключевую роль: на российский рынок выходят новые китайские производители и совместные предприятия.
Среди главных причин текущего спада эксперты называют сложную макроэкономическую ситуацию. Высокая ключевая ставка Центрального банка России на уровне 21% делает инвестиции в автопроизводство экономически нецелесообразными. Кредитные и лизинговые программы практически заморожены, а нестабильность рубля и дороговизна международных расчетов лишь усугубляют кризис.
Кроме того, население испытывает финансовое давление: цены на автомобили продолжают расти, тогда как доходы россиян остаются на прежнем уровне. Провал программы утилизации старого автотранспорта лишь дополняет картину.
Надежды на возвращение прежних иностранных брендов не оправдались: даже массовое присутствие китайских автомобилей не смогло компенсировать падение рынка. Продажи на вторичном рынке также сократились — на 7,5%.
Если тенденция сохранится, совокупное сокращение авторынка по итогам 2025 года может достигнуть 30%. В денежном выражении потери могут превысить 6 триллионов рублей, а недополученные налоговые поступления составить около 1,5 триллиона рублей, предупредил Подщеколдин.
По его словам, для выхода из кризиса рынок новых автомобилей должен вырасти до 2–3 миллионов штук в год. Сегодня автопарк России значительно изношен: более 70% машин старше 10 лет, а 40% — старше 15 лет.
При текущем уровне производства — около 1,2 миллиона автомобилей в год — без расширения внутреннего спроса автозаводы рискуют остаться без инвестиций. На сегодня уровень автомобилизации в России составляет всего 360 автомобилей на тысячу человек — вдвое меньше, чем в развитых странах.
Для исправления ситуации Подщеколдин предложил комплексную стратегию: создание нормативной базы для обеспечения сервисного обслуживания и поставки запчастей сроком не менее пяти лет, защиту прав дилеров и покупателей, локализацию серверов в России и доступ к диагностическим системам.
Необходим также переход к локализованной CKD-сборке с возвратом утилизационного сбора или его отменой для автомобилей с российскими компонентами. Важнейшими условиями стабилизации эксперт назвал укрепление рубля и снижение ставок автокредитования до 10–12% годовых.
Только комплексные и системные меры помогут вернуть российскому авторынку устойчивость и интерес со стороны инвесторов, заключил глава РОАД.