Стерлеград » Общество » Астрономы опубликовали фото Запасного колеса в Журавле

Астрономы опубликовали фото Запасного колеса в Журавле

14:12, 16 октября 2012
Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) опубликовали фото туманности IC 5148. Снимок и его описание доступны на сайте ESO.

C 5148 -- прекрасная планетарная туманность, расположенная примерно в 3000 световых лет от нас в созвездии Журавля (Grus). Диаметр туманности составляет всего пару световых лет, и она все еще расширяется со скоростью более 50 километров в секунду — это одна из самых быстрорасширяющихся планетарных туманностей, известных нам. Термин “планетарная туманность” появился в XIX столетии: в небольшие телескопы, которые только и были на вооружении астрономов в то время, эти объекты выглядели, как планеты-гиганты. Однако, истинная природа планетарных туманностей совершенно иная.

Когда звезда с массой, близкой к солнечной, или в несколько раз большей, заканчивает свой жизненный цикл, ее внешние слои сбрасываются в пространство. Расширяющаяся газовая оболочка освещается обнажившимся горячим ядром звезды и принимает форму красивого светящегося кольца, что мы и наблюдаем как планетарную туманность.

При наблюдении в маленький любительский телескоп данная планетарная туманность тоже выглядит светящимся кольцом со звездой в центре — звездой, которая постепенно остывает, чтобы впоследствии превратиться в белый карлик. Астрономы прозвали эту туманность (ее каталожный номер IC 5148) «Запасной Шиной» (Spare Tyre Nebula).

Спектрограф и Камера Слабых Объектов ESO (EFOSC2), установленная на Телескопе Новой Технологии в обсерватории Ла Силья, изображает этот объект в несколько более привлекательном виде. Туманность на приводимом снимке выглядит скорее как неземной цветок с венчиком лепестков, чем как автомобильная шина.