Пресс-конференция Алексея Изотова
18:40, 28 марта 2011 | sterlitamakadm.ruВступительное слово главы администрации
Есть такой документ достаточно стандартный, которого в своей деятельности придерживаются муниципальные образования. Он прописывается во исполнение республиканской программы социально-экономического развития и включает ни одну сотню страниц. Там обозначены мероприятия, определены ответственные лица, суммы. Однако, не указаны источники финансирования этих мероприятий. Поэтому подобные программы в большей своей массе не исполняются в полной мере.
Для разработки плана стратегического развития Стерлитамака мы выбрали проектный подход. Каждый проект предполагает такие изменения в городе, которые при реализации будут видны горожанам, таким образом, им легче станет оценивать работу администрации.
Мы провели анализ по ресурсным ограничениям. Оценили городские возможности, в том числе в части финансирования. Выделили 5 основных зон: безопасность проживания, бизнес, городская инфраструктура, социальная сфера (сюда в числе прочего входят спорт и культура), экономика (в т.ч. финансы). Определили ответственных по каждому направлению, в т. ч. и по источникам финансирования. Среди рассматриваемых источников: федеральный и республиканский бюджеты, внебюджетные фонды (государственно-частное партнерство, благотворительность).
Единственное, что пока не прописано – это заемные средства. Возможности использования этого блока будут рассматриваться под конкретные проекты с определенными сроками окупаемости.
Далее приведены вопросы и ответы, озвученные на пресс-конференции.
Какие сильные и слабые стороны города учитывались при составлении плана стратегического развития, рассматривались ли риски и разрабатывались ли мероприятия по ликвидации этих рисков?
Да, мы сделали свод-анализ по сильным сторонам города. Получился большой перечень. Я назову лишь основные преимущества. Например, географическое расположение Стерлитамака – в центре республики с возможностью агломерации с другими городами, промышленный потенциал и благоустроенность нашего города (инвестиционная привлекательность).
Что касается минусов, то они общие для муниципальных образований республики. Главный – бюджет потребления. На сегодня наш бюджет, как и республиканский, на 80% тратится на зарплату работников системы образования и медицинской сферы.
Большая проблема – нехватка городских земель. Даже некоторые дома находятся сейчас не на территории Стерлитамака, а на территории района. Сегодняшняя застройка частью идет в городе, частью за его пределами. Это проблема развития территории.
Другой минус в сырьевой зависимости нашей химической промышленности от двух источников: Шиханов, что в Ишимбайском районе («Сода») и салаватской установки ЭП-300 (ситуация по «Каустику», «СНХЗ», «Синтез-Каучуку»). Ну и, общая зависимость бюджета города (почти на 74%) от химии и нефтехимии.
Вы упомянули агломерацию. На форумах очень активно обсуждается возможность объединения Стерлитамака и Уфы. Насколько серьезна эта идея, как вы оцениваете такое объединение?
По теме «Агломерация Уфа-Стерлитамак» я участвовал в ток-шоу. Моя позиция была отрицательной. Я не вижу необходимости объединять Уфу и Стерлитамак по разным причинам: исторической, экологической, географической.
При объединении более крупный город поглотит более мелкий, соответственно, Стерлитамак уйдет в историю.
В свою очередь, осуществление проекта «Большая Уфа» осложнено следующими факторами. С восточной стороны, если застройку вести между Стерлитамаком и Уфой, у нас железная дорога, где достаточно большой грузопоток, в том числе грузов первого класса опасности. С западной стороны наличие системы трубопроводов: этиленопровод, мазутопровод и т.п. А вдоль самой дороги нефтепроводы, что делает невозможным строительство жилых кварталов. По экологическим соображениям слияние Уфа-Стерлитамак тоже нецелесообразно. Ветра южного и юго-восточного направлений будут нести выбросы с заводов Стерлитамака и Салавата на людей, поселившихся вдоль трассы.
Конечно, можно рассмотреть возможность объединения городов не буквально, а по интересам, технологическим, например. В этом смысле агломерация Стерлитамака вполне возможна с городами Салават (зависимость от установки) и Ишимбай, который расположен в экологической зоне и может быть использован для развития территории как спального района.
Опять же я не говорю о слиянии городов, а о возможности технологической агломерации.
Одной из составляющих плана вы назвали городскую инфраструктуру. Планируется ли восстановить автобусное сообщение с аэропортом Уфы (людей высаживают, не доезжая полкилометра, до аэропорта) и учтены ли в плане проекты по развитию системы спортивных сооружений, в, частности, у нас явная нехватка спортивных комплексов.
Вообще, городская инфраструктура подразумевает не только возведение физкультурно-оздоровительных комплексов. В этой зоне мы запланировали строительство, а также содержание всей имеющейся инфраструктуры. У нас большой износ по основным фондам, мостам и т.д. Остро стоит вопрос укрепления берегов рек внутри города. Понятно, что это федеральные программы, но мы этим тоже будем заниматься.
В городскую инфраструктуру входит также и транспортная инфраструктура: объездные дороги, расшивка перекрестков, расширение Михайловского переезда и т.д. к чему мы приступим в этом году уже.
В том числе рассматривается развитие строительства объектов соцкультбыта. Детсады, поликлиники, физкультурно-оздоровительные комплексы. Сегодня строительство ФОК ведется, я согласен, что это недостаточно для нашего города. Комплексы должны быть в каждом микрорайоне. Нужны крытые ледовые катки, доступные физкультурные залы.
Если говорить о пятилетней перспективе, то в Стерлитамаке появится дворец игровых видов спорта, крытый каток и, возможно, новый бассейн.
Мы ориентированы на развитие детского спорта и массовости в занятиях физической культурой. Есть совместное видение с федерацией волейбола по выводу стерлитамакской волейбольной команды в высшую лигу, также хотим, чтобы в высшей лиге играли наши команды по гандболу и баскетболу. Планируем восстановить стадион ДЮСШОР №1 (бывший стадион «Каустик») для того, чтобы наш спидвей был представлен в супер лиге. Сейчас на стадионе не проводятся соревнования именно из-за плохого состояния трека.
Про аэропорт. Где-то 1,5 месяца назад мы обратились в «Башавтотранс» с просьбой организовать доставку горожан до аэропорта. Видимо, что-то не получилось. Спасибо за информацию, возьмем этот вопрос на проработку.
Алексей Николаевич, тут затронули тему аэропорта. В некоторых городах Башкортостана культивируется малая авиация (Нефтекамск, Сибай, Акъяр) как с этим у нас?
Внимание к малой авиации уделяется много. Президент с этой темой выступал. Ходят даже разговоры о создании башкирского самолета.
Раньше по малой авиации перемещалось очень много людей. На Павловку, например. Сегодня инфраструктура в стране разрушена. Тот случай, когда ТУ-154 нашел площадку для экстренной посадки, считаю просто уникальным.
Малая авиация не может развиваться только ресурсом города. По ней нужны программы федеральные и республиканские. Сейчас этот вопрос рассматривается в республике. Что касается аэропорта в Стерлитамаке – он частный. Его развитие будет зависеть только от силы воли и интересов этого частника.
Мое личное мнение – малая авиация должна и будет развиваться. Потому что очень большие в стране расстояния и преодолевать их на автомобилях долго. К тому же, содержание дорожной инфраструктуры более затратное дело, чем содержание авиационной инфраструктуры.
Рустэм Хамитов сказал, что будет активно поддерживать развитие туристического бизнеса. Учитывается ли это направление в новом плане стратегического развития Стерлитамака? У нас такие красивые места, горы.
Одна из проблем, которую я называл, – это ограниченность территории. У нас город заканчивается за 50 метров от того места, где мы сейчас находимся. Город не имеет права развивать туризм на территории других районов. Горы – это район Ишимбайский. Поэтому развитие туризма, это программа либо республиканская, либо тех районов, на которых расположены эти места. Туризм в Стерлитамаке может быть представлен экскурсиями, а также реализацией своей части в республиканской программе по развитию туризма, если подобное будет предусмотрено.
Идет застройка нового района, там много молодых семей. Ситуация такая. Дети ждут очереди, чтобы их приняли в детский сад, а перспектива предполагает, что места они получат через 5 лет, когда придет пора поступать в первый класс. Как будет решаться эта проблема?
Проблема очень серьезная. У нас 4,5 тыс. ребятишек в такой очереди. В городе 16 лет не строилось ни одного садика. Более того, в свое время из-за низкой рождаемости, многие садики были перепрофилированы и выведены из системы дошкольного образования. Это не только у нас в городе.
Сейчас этот вопрос решается следующим образом. По плану мы должны были попасть в республиканскую адресную инвестиционную программу в 2012 году на строительство одного садика. Нам удалось войти в программу этого года на строительство 2 садиков на 420 мест. Но мы попросили сделать немного по-другому. Фактически мы обошли 5 министров из них 3 вице-премьера. В результате принято решение построить 1 садик в м-не «Солнечный» для шаговой доступности, а вместо 2-го садика вернуть в систему дошкольного образования 6 ранее перепрофилированных. Мы заранее подготовили здания для такого возврата. Тем самым вместо 420 мест, которые бы город получил через 2 года. Он получит порядка 1,5 тыс. мест в этот же срок.
Плюс к этому хотим на следующий год как минимум на 1 детсад попасть в адресную инвестиционную программу. В планах в ближайшие 4 года организовать 3,5 тыс. мест это не решение всей сегодняшней проблемы, учитывая спрос в 4,5 тыс., однако, мы закроем её на 80 %. Но на это надо время, то, что разваливалось в течение 20 лет, невозможно вернуть за полгода.
Также мы ищем и другие способы решения проблемы. Во-первых, частно-государственное партнерство или частный бизнес. Есть люди, желающие платить и достаточно серьезные деньги, чтобы водить в частный садик. Развитие бизнеса в этом направлении я буду поддерживать. Во-вторых, мы в числе первых начали выплачивать мамам средства на содержание детей. 2200 рублей – небольшая сумма, но она позволяет снижать нам очередность. Таких семей у нас порядка 350. Хотим довести их до тысячи. Этим семьям придется отказаться от очереди. Это обязательное условие.
Вы упомянули, что план стратегического развития Стерлитамака наметил источники финансирования для реализации входящих в него проектов. Можете привести конкретные примеры, например, частно-государственного партнерства. Каков уровень инвестиционной привлекательности Стерлитамака?
Для того, чтобы в город привлечь республиканские и федеральные средства, нужно сделать первый шаг и показать, чем мы заинтересованы. Например, мы будем работать над тем, чтобы сделать доходы в собственный бюджет больше, за счет эффективного управления муниципальной собственностью, за счет создания дополнительных активов, которые бы приносили деньги в город. Увеличение муниципального бюджета даст возможность в своей деятельности рассчитывать на поддержку республиканских органов.
О частно-государственном партнерстве (ЧГП). Сейчас в блоке безопасность рассматривается вариант создания муниципальной сети оптоволокна. Это позволит создать общую сеть для учреждений здравоохранения по проекту «Электронная регистратура». Идея родилась после осознания того, что город уязвим. Фактически он ослеп, после упразднения КПМов на въездах. Мы не знаем, кто приезжает, мы не знаем, как приезжают.
Сейчас идет конкурс на исполнение 1-го этапа установки в Стерлитамаке системы видеонаблюдения. В его рамках смонтируют 6 камер вокруг города. Они будут считывать номера и фиксировать скоростные режимы всех въезжающих и выезжающих автотранспортных средств.
В дальнейшем по рекомендации УВД будем ставить видеокамеры на проезжей части и в местах массового пребывания горожан, т.о. усилим безопасность людей.
Камеры поставить – одно, другое дело привести сигнал. Помочь с этим предложило одно частное предприятие, они готовы потратить на создание оптоволоконной системы определенную сумму денег. И часть каналов передать в город. Это как один из примеров ЧГП.
Есть примеры благотворительности, в частности, с ОАО «Сода» подписано соглашение на 80 млн. рублей на различные расходы по городу. «Сода» постоянно эти расходы финансирует. Хороший пример для других предприятий.
Какие меры, программы предусматривает план стратегического развития по решению вопроса нехватки узких специалистов. В Стерлитамаке слишком мало лор врачей, аллергологов и т.д. В какие сроки проблема будет решена?
Проблему нехватки узких специалистов создает только отсутствие жилья. Когда мы решим для них вопрос с жильем, мы решим проблему в общем. Подобная ситуация сейчас по всей республике. У нас медики и молодые, и уже опытные, к сожалению, уезжают и основной вопрос – жилье. Раньше в город поступало бесплатное жилье, застройщики до 10% отдавали от построенных квартир в город. Потом процент снизился до 8, до 5, до 3%. Сейчас это постановление не действует, его отменили. Бесплатного жилья в городе нет.
Если 4 года назад нам порядка 250 квартир приходило, (это затраты в 300 млн. руб.), то на сегодня ни одной квартиры мы не получили. Этот вопрос необходимо решать с республиканскими органами, нужны квоты на выделение квартир для нашего города. Они будут распределяться, в том числе и среди медиков. Пока программа не утверждена, она в разработке. Сроки не могу назвать.
Алексей Николаевич, будет ли придан документу правовой статус, например, на заседании Совета или постановлением главы администрации?
Правовой статус у нас имеет программа социально-экономического развития. Минэкономразвития по ней отслеживает городские показатели.
Созданный нами план стратегического развития города, скорее, для внутреннего пользования. Он является целевым документом, по которому все мы будем работать. Я имею в виду администрацию города.
А где можно посмотреть полный текст нового документа?
Он будет размещен на официальном сайте администрации www.sterlitamakadm.ru. Там остались некоторые моменты для визуализации, после чего, его сможет прочитать любой горожанин.
Это объемный документ?
Нет. Это очень сжатый документ.
Как будет развиваться поселок Первомайский? Будет ли там строительство торговых объектов, дома будут строиться?
Я не думаю, что в поселке Первомайский следует начинать комплексную застройку. Мне кажется, оттуда людей надо переселять. Понятно за год, за 2, за 10 лет, не переселишь. Люди будут жить, магазины существовать, но комплексную застройку в Первомайском я не считаю, необходимым вести. Генеральный план города предусматривает совсем другое направление застройки – за ул. Артема. В этом году примем Генплан, может в нем будут изменения по расположению парков, аллей, но линия застройки однозначно сохраниться. А в поселке Первомайский экология не очень хорошая.
Вы коснулись парков и парковых зон, предусмотрена ли организация зон отдыха, например, в районе Ольховки?
Генплан будет принят в этом году, когда он пройдет публичные слушания, тогда уже можно будет говорить о конкретных местах организации парковых зон. Не администрация решает, а горожане на публичных слушаньях.
Привлекались ли со стороны специалисты для разработки плана стратегического развития города или все сделано только силами администрации?
Со стороны привлекалось много человек. На сайте был организован опрос граждан. Все предложения прошли через наших специалистов и, либо были приняты к сведению, либо приняты не были. При подготовке документа, на несколько дней мы вывезли всех специалистов на мозговой штурм. Среди участников были представители правоохранительных органов, общественного совета, бизнес сообществ, машиностроительной и нефтехимических отраслей. Конечно же, специалисты администрации городского округа, руководитель городского совета. Достаточно широкий спектр специалистов. Этот план не был навязан кем-то, а он появлялся в процессе обсуждений. Сами разработали – сами будем исполнять.
Будут ли по ходу исполнения вноситься в план изменения?
Конечно, он будет корректироваться в зависимости от ситуации, в зависимости от финансирования. Во всяком случае, его остов, канва сохранится.
Проблема по цене на этилен между «Каустиком» и «Газпром нефтехим Салаватом» до сих пор не решена. Каков на ваш взгляд позитивный и негативный сценарий решения вопроса?
Самый плохой сценарий – остановка «Каустика». В прошлом году мы прикоснулись к действию негативного сценария. В течение 2 месяцев «Каустик» стоял.
Трудовой коллектив должен получать з/п. Понятно, что при простое сохранить зарплаты сложно. Сразу веером эта проблема цепляет и «Синтез-Каучук» и «СНХЗ». Потому что, водород оба предприятия получают с «Каустика». Есть, конечно, альтернативное получение со стороны «Газпром нефтехим Салавата», однако, сырье, несомненно, удобнее получать без дополнительных транспортных расходов. Это самый негативный сценарий, который можно себе представить. Остановка «Каустика» приведет к снижению объемов на других нефтехимических предприятиях Стерлитамака.
Позитивный – это полностью загрузить «Каустик», т.е. продавать ему не 4,5 тыс. тонн в месяц этилена, а 9,5, 10 тыс. тонн. Сегодня «Каустик» по мощностям является ведущим в стране по производству ПВХ и более того, имеет перспективу наращения мощностей в дальнейшем. Это является самым позитивным вариантом. ПВХ – продукт очень востребованный. 70% – идет на пластиковые окна в сфере строительства. Причем все потребление в стране покрывается местным производителем только наполовину.
Какой из этих вариантов более реальный не могу сказать. Во всяком случае, позиция ОАО «Газпром нефтехим Салавата» такая: пока предприятия не договорятся о ценах, «Каустик» будет сидеть на минимальном количестве сырья. Здесь акционеры должны пойти друг другу на встречу.
А намечается ли строительство технопарков для предприятий, об этом много говорит и Президент РБ. Чтобы конечная продукция выпускалась на местах, а не вывозилась за пределы республики?
Я бы выделил здесь два направления: технопарк для крупного бизнеса и технопарк для предпринимательства. Так, по первому направлению сейчас рассматривается вопрос о создании группы по подготовке особой зоны Салават-Стерлитамак для технопарка на базе «Газпром нефтехим Салавата». Здесь подразумевается развитие установки этилена-пропилена, имеющей на сегодня мощность 300 тыс. тонн в год.
Таких установок в мире уже не строят. Это не эффективно. Минимальные мощности, которые существуют 500 тыс. тонн, миллион тонн. Подразумевается, что на «Газпром нефтехим Салавате» начнется строительство ЭП-1000. Тогда заводы в Стерлитамаке смогут получать сырье, покрывающее их производственные мощности практически на 100%. Это что касается технопарка и агломерации в целом.
По линии технопарков для предпринимательства. Мы рассматривали несколько проектов, в т.ч. на базе бывшего кожевенного комбината. Хотели организовать связанную с пластиками дальнейшую переработку полимеров на основе ряда продуктов, которые производятся у нас (ПВХ) и на «Газпром нефтехим Салавате» (например, ДОФ) К сожалению, натолкнулись на ряд проблем между крупным и малым бизнесом.
Все сырье реализуется через торговые дома и заводам удобнее реализовывать его крупными партиями, чем возиться с предпринимательством. Мы пытаемся убедить предприятия, что часть продукта, который производится в Стерлитамаке, необходимо оставлять и перерабатываться здесь.
Есть ряд других проектов, связанных со стеклом.
Табигат практически заполнен и нам вскоре некуда будет вывозить мусор. Как будут в ближайшие 5 лет решаться экологические проблемы по утилизации мусора?
Здесь снова вернемся к ограниченности городских территорий. Площадь полигона «Табигат» 19 Га, котлован первой очереди заполнен уже на 90% (5,5 Га), котлован второй очереди занимает 6 Га, срок его наполняемости составляет 5-7 лет. Через 20 лет в силу дефицита городских территорий мусор вывозить будет некуда.
Рассматриваются различные варианты решения проблемы. Первый – это мусоросжигающий завод. Мой заместитель Марат Мусин ездил в Москву, смотрел подобный завод. Плюсы: полная переработка, полное сжигание, выработка электроэнергии и паровой энергии, которые можно использовать в промышленных целях. Минусов два: стоимость возведения – 2 млрд. руб. и необходимость повышения в 15 раз тарифа на утилизацию мусора для населения и для промышленных предприятий. Т.о. с одной стороны мы улучшим экологическую ситуацию, с другой, готово ли население за это платить.
Есть промежуточный вариант. В городских отходах много пластика, органики, стекла. За год можно поставить мусоросортировочный завод, который бы отделял органику от неорганики. В итоге вместо 100% захоронения мусора, как сейчас мы делаем, сможем получить двадцати процентное захоронение. Отправку оставшихся отходов организуем на перерабатывающие заводы республики, их сейчас в Башкортостане два.
К сжиганию мы рано или поздно все равно придем, как это делается в Европе, но на первое время целесообразно выйти на такую технологию. Мы рассматриваем сейчас предложения 3-х компаний в этом направлении.
А как на счет утилизация опасных веществ? Например, как будет решаться вопрос по ртутным лампам?
Проблема в том, что у нас в стране всего два завода, которые занимаются переработкой ртутных ламп. В городе их принимают лишь в одном месте, в Уфе тоже в одном. Трудность в том, что требуются определенные условия для приема таких ламп в утиль. В Уфе единственное ЖЭУ прошло аккредитацию на этот вид деятельности.
В будущем мы будем решать вопрос с теми компаниями, которые возьмут на себя мусоропереработку в городе. В ближайших же планах организовать совместно с «Табигатом» сбор ртутных ламп при помощи автомобилей, которые будут с этой целью ездить по улицам. График движения и маршрут будут озвучены и опубликованы в СМИ. А создание инфраструктуры для сбора ртутных ламп это безумно дорого.
В плане стратегического развития безопасность проживания выделена в отдельную зону. Какие конкретные меры предусматриваются для того, чтобы этот пункт заработал?
Конкретно в части экологии – это мусоропереработка, раз. Мы продолжим улучшать систему мониторинга воздуха это два. Туда и деньги муниципальные будем выделять, поставим станции мониторинга воздуха для того, чтобы правильно анализировать, качество , количество выбросов автотранспорта и заводов.
Мы решили, что возле садиков и школ в обязательном порядке будут находиться лежачие полицейские. Понятно, не на магистральных дорогах, а на внутренних. Есть жалобы жителей по ул. Волочаевской. Там возле одной из школ искусственные неровности существуют, но доставляют людям много беспокойства, из-за того, что автомобили на большой скорости резко тормозят перед препятствием. Убирать их мы не будем, это все-таки безопасность наших детей, но автомобилистам стоит привыкать к тому, что если школа поблизости где-то близко – лежачий полицейский, т.е. нужно снизить скорость.
Создание искусственных неровностей возле школ мы продолжим, как только сойдет снег.
Следующее. Система видеонаблюдения. Она будет развиваться в течение 5 лет. Решили, что каждый год будем выделять на это по 8 млн. рублей. Также будем ориентировать граждан на создание системы видеонаблюдения внутри дворов многоэтажных домов с выводом сигнала на телевизор. Например, люди звонят, пишут, что на газонах их дворов устраиваются стихийные стоянки автомобилей, нельзя проехать, детям негде играть и т.д. Вместо жалоб лучше сделать фотографии, где различается марка и номер автомашины, прислать их нам, так легче призывать к ответу нарушителей.
Людям самим надо проявлять инициативу и через управляющие компании устанавливать внутри жилых кварталов видеокамеры, это очень удобно, даже если ребенок вышел на улицу, вы сможете наблюдать его по телевизору.
В наступившем году начнем делать проект реализации дорожного движения. На это выделены деньги. Одно дело, когда мы ездим по улицам с начальником ГИБДД и говорим о том, что здесь надо знаки поменять, там убрать. Снять пробки на тех или иных перекрестках, другое дело, когда этим занимаются специалисты.
Удачным примером, принятого решения считаю изменение схемы движения на перекрестке ул. Коммунистическая – пр. Октября, когда при повороте налево образовывался затор из автомобилей. Мы закрыли поворот и сделали одностороннее движение, во всяком случае, сейчас я там пробок не вижу. Ну, или это уже не те пробки.
Вернемся к проекту организации дорожного движения, делать его должны профессионалы. Они должны сказать, здесь должен быть светофор такой-то, здесь светофор ничего не решит, нужно круговое движение, здесь необходим путепровод и т.д.
Плюс готовим проект по единой диспетчерской, куда планируем поместить городской номер 112, где будут обслуживаться службы 01, 02, 03, наша городская служба 05 и диспетчерская электротранспорта.
Что касается, пожарной безопасности. Мы приобрели машину малой вместимости на базе автомобиля «Газель». В основном она рассчитана на тушение пожаров в многоэтажных домах, когда возгорание идет от сигареты или из-за пригорания пищи. Сейчас на такие выезды у нас направляется двухтонная цистерна с брандспойтом и начинает тушить все 5 этажей, которые под горящей квартирой. Эффективней тут будет использование малой и более маневренной машины, которую мы и передаем в пожарную часть.
Еще одна проблема – отсутствие пожарной части на отрезке от улицы К.Муратова до Раевского тракта. Ближайшие ПЧ находятся либо на ВТС, либо в районе ул. Вокзальной. Доставка огнеборцев оттуда занимает более 10 минут. Это недопустимо. В городской план создание пожарного депо было включено. Вопрос решался долго, всё упиралось в большую стоимость объекта, похожего больше на дом культуры. Республика сумму не утверждала. Мы предложили вариант с удешевленной в 4-5 раз стоимостью строительства, заменив дорогой стройматериал сендвич-панелями. Нам же главное, чтобы пожарное депо было, обеспечивающее пожаробезопасность жителей нового микрорайона.
Это основные направления, которые связаны с безопасностью города.
А проблема ночного освещения?
Вы правильно заметили, над этим тоже работаем. В свое время, когда начался финансовый кризис, были поставлены жесткие рамки по энергосбережению. Тогда свет в городе ночью пропал. Нет его уже несколько лет. И сейчас, с одной стороны город должен выполнять условия энергосбережения, с другой – должен освещаться ночью.
Уфа пошла вот по какому пути. Они с 23.00 часов оставляют включенным каждый 3-й светильник. Я выезжал, смотрел. В 23.00 все светоточки на улице на несколько секунд гаснут, а потом загорается каждый 3-й светильник. Сейчас мы приобрели оборудование и монтируем его. По срокам не могу сказать, но надеюсь, что во втором квартале закончим. После чего у нас по ночам будет похожий режим освещения. Дальше посмотрим по энергоэффективности. У нас есть программа замены на энергосберегающие лампы. Если эта программа заработает, мы снизим энергопотребление в 3 раза, и тогда уже можно будет рассмотреть возможность включения по ночам всех светильников. Но это второй этап.
Алексей Николаевич, намечается ли строительство в Стерлитамаке новой школы в м-не Солнечный?
В этом году мы школу не планируем строить. У нас готовится проект по школам, в т.ч. в м-не Солнечный, но на 2012 год. Мы будем стараться с ним попасть в РАИП. В ближайшую пятилетку хотим построить 3 школы. Во всяком случае, планы такие. Там тоже порядка 3,5 тыс. мест для школьников получится. Сейчас в Стерлитамаке уровень обучающихся во 2-ю смену выше республиканского.
Алексей Николаевич, а что предусмотрено сделать по развитию социальной ипотеки в Стерлитамаке? Вы как-то говорили, что у бюджетников будут более льготные условия по ипотеке.
По бюджетникам. Как минимум в двух банках сейчас действуют программы по предоставлению ипотеки. Это Сбербанк и Инвесткапитал банк. Смысл ипотеки для бюджетников заключается в следующем. Когда идет расчет размера кредита, во внимание принимается не только заработная плата самого бюджетника, но и зарплата мужа или жены, детей, родителей, что дает возможность получить больший кредит. Это первое.
Второе. В республике принята программа по субсидированию процентных ставок. 3% от кредитной ставки республика субсидирует. Т.о. если ставки предлагаемые, например, Сбербанком по ипотеки составляют от 9 до 12%, то для определенной категории граждан, есть возможность снизить её до 6-9%. В зависимости от программы.
На днях с руководителем Башкирского отделения Сбербанка мы обсуждали следующие условия предоставления ипотеки для бюджетников и муниципальных служащих. Когда заемщик берет кредит на приобретение жилья, бывают моменты, что самого жилья пока нет (я про первичный рынок). Проходит время от 6 месяцев до года, пока залоговое имущество (объект ипотеки) продолжает отсутствовать. На этот промежуток времени банки требуют поручительства. Мы обсуждали вариант облегчения процедуры получения кредита для муниципальных служащих и бюджетников за счет признания администрации города законным поручителем. В принципе, я считаю это хорошим вариантом. Сейчас банк рассматривает возможность открытия лимита для администрации.
Слышала на оперативном совещании, что город планирует строительство крематора. Когда?
Крематор – это частные инвестиции. Инвесторы в принципе готовы приступить сейчас, но пока место для строительства не определено. Сейчас рассматриваются два варианта решение проблемы со скотомогильником: либо мы будем использовать яму для захоронения останков животных, либо пользоваться услугами крематора. И тот и другой вариант возможен и зависит от экономической целесообразности.
План стратегического развития предусматривает 5 зон, какую из них вы считаете наиболее приоритетной?
Все направления, которые рассматриваются в плане стратегического развития города, приоритетны одинаково, это комплексный план. Зоны в нем связаны между собой. Например, школы, детсады – это и социальная зона, и городская инфраструктура, и безопасность. Т.е. новый план – единая система сбалансированных показателей.
Пресс-конференцию подготовил и записал
Пресс-секретарь главы администрации
городского округа город Стерлитамак
Ирина Каримова
Пресс-секретарь главы администрации
городского округа город Стерлитамак
Ирина Каримова