ГЛАВНАЯ ОБЩЕСТВО ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА СПОРТ ПРОИСШЕСТВИЯ БАШКОРТОСТАН СТЕРЛИТАМАК АФИША ТУРИЗМ
» » Где мы живем?

Где мы живем?

19 мая 2011  |  версия для печати
«Кто не понял своего прошлого,
обречён пережить его снова.»


25 февраля 1992 года на Х сессии Верховного Совета БССР было принято Постановление «Об изменении наименования Башкирская Советская социалистическая республика». Этим Постановлением было официально введено современное название нашей республики – Башкортостан.

Откуда появилось само слово, каково его происхождение и что оно обозначает? Словосочетание «Башкортостан» образовано из 2-х слов: башкорт – название народа и стан – определённая местность, где обитает и трудится, объединённая единой целью, группа людей.

В русском языке есть понятие «полевой стан».Смысловое содержание его ясно любому, кто имеет представление о сельском хозяйстве. Но то, что слово «стан» появилось в разговорной речи, под влиянием тюркской культуры – мало кому известно.

Башкорт (башкурт) – это историческое название народа, проживавшего на территории от среднего течения Волги до Яика (сейчас р. Урал), от Уральских гор - до Прикаспийских степей, куда население гоняло скот на выпас.

Древнейшая история этого народа (прародителя нынешних башкир), в силу объективных (мало сохранилось источников и свидетельств) и субъективных причин (незаинтересованность определённых лиц в определённый исторический период) – изучена мало.

По своему географическому положению, в ареал обитания (проживания) башкортов входили: и высокогорные зоны с субальпийской растительностью, и таёжные районы, зоны широколиственных деревьев, лесостепи и степи с характерными для них обитателями. Разнообразные природные условия в известной мере отразились, особенно на первых этапах сложения башкирского народа, на его быте и экономике. Способ ведения хозяйства определял экономику.


Природные условия благоприятствовали занятию жителей не только скотоводством, связанным с кочевым образом жизни (в силу родовой привычки они с детства приучены к наездничеству), но и звероловством, птицеловством, бортничеством и рыболовством – занятиям, связанным с осёдлым образом жизни.

В зависимости от районов своего существования в состав башкирского населения входили: кудейцы, катайцы, горные кипчаки, тамьян-тангаурцы, бурзяне, степные кипчаки, усергане, кара-табынцы и барын-табынцы, айлинцы, тамьян-табынцы, таныпцы, гирейцы, иланцы, киргизы, уранцы, гайнинцы, таныпцы, ички-иланцы, канлинцы, минцы, табынцы, юрматынцы, енейцы, байларцы (бюларцы), и ирехтинцы. Каждая родо-племенная народность или группа - имела свои особенности и отличительные черты, но народ был один.

Владимир Иванович Даль (1801-1872гг), составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», раскрыл значение многих слов для словаря - именно в Башкирии, находящейся на стыке тюркского и славянского миров и заселённой множеством народов. Он писал: « … Народ башкурт разделился с незапамятных времён на племена …».

Сам по себе, любой народ не может длительно существовать в замкнутом пространстве, в изоляции от воздействия окружающих народов – без ущерба для своего развития.

В домонгольские времена население Башкирии, как и в более ранние времена, имело торговые связи с рядом соседних и удалённых от них народов. Через их земли проходили древние торговые пути, которые вели от одних народов и стран - к другим. На этой территории европейская цивилизация тесно соприкасалась с арабской, византийской и азиатской. Здесь сплелись тюркские, угро-финские и славянские культуры. Веками шёл обмен духовными ценностями, знаниями и житейской мудростью самых разных народов.

Исторические хроники 643 года н.э. отмечают : генеалогическая история китайской династии Сунн упоминает тюркские племена «Тиеле» Западного Туркестана, одно из которых называлось «Ба-шу-ки-ли». Профессор истории Чанг Ланг из Пекинского университета считает, что данный этноним означает китайский вариант написания «башкорт».

Исследователь Д.П. Никольский отмечал: «Сведения о башкирах заходят в отдалённые времена. Ещё древние восточные писатели – персидские и арабские, такие как, Ибн-Даств (912г. после Р. Хр.), Ибн-Фадлан (922г.), Масуди (943г.) и др. – упоминают о башкирах и при этом говорят о них, как о народе самостоятельном».


Этот факт подметил и преподаватель Уфимской семинарии В.М. Черемшанский, занимавшийся изучением истории края. В 1859г. он писал «…Башкирцы – самый древний народ, из обитающих ныне в Оренбургской губернии. …».

К Х веку относятся первые, дошедшие до нас, исторические сведения о башкирах, как о самостоятельной народности.
В русской летописи упоминается половецкий хан Башкурд (Башкорт), разгромленный позднее киевским князем Ростиславом Мстиславовичем.
В 1096 году появилось древнетюркское рукописное произведение Юсуфа Баласагуни (поэт и мыслитель) «Куталгу билик», которое является одним из истоков башкирской литературы.

С Х по ХIV век среди башкир распространяется Ислам. Башкирский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Основой письменности башкир становится арабская графика.

Известный языковед С.Е. Малов (АН СССР) отмечал в 1952 г.: «Современный башкирский язык очень древний, в нём, как и в других западных тюркских языках более звонких звуков, чем глухих; …».

В 1391 г. через территорию Башкирии пришли враждебные армии, всё опустошавшие на своём пути, в т.ч. и письменные свидетельства истории народа (ведь чужое !!!)

Отряд русских воинов в 1468 году, переправившись через р. Вятку и Каму, преследуя отряд Казанского ханства, вторгся в пределы Башкирии. Это явилось первым знакомством с русскими на собственной земле. Так в обращении у русских появились слова «башкиры» и «башкирцы».
На рубеже ХV-ХVI веков появился письменный труд по истории башкирского народа - «Башкирская история». Однако ему – повезло, до наших времён он не дошёл, уничтожен в ходе башкирского восстания 1734 года.


В Никоновской летописи за май 1557 года записано: «… башкирцы пришли добив челом и ясак поплатили». Выражение Никоновской летописи «добив челом» означает окончательное признание власти Русского государства на территории Башкирии.

Добровольное вхождение Башкирии в состав России – как об этом свидетельствует история – состоялось в результате взаимного свободного выбора. Не последнюю роль в этом процессе сыграл национальный характер сформированного ещё тысячи лет назад башкирского этноса.

Мирное приобретение огромной территории, занимавшей стратегическое положение, богатой природными и людскими ресурсами, было исключительным явлением в истории государства Российского.

Вхождение башкирских земель в состав России носило для обеих сторон исключительно практический характер. Регион богатый природными и людскими ресурсами искал возможности для самореализации.

Русское правительство вплоть до ХVIII века не вмешивалось ни в хозяйственно-экономическую сферу жизни, ни во внутреннее устройство башкирского общества, т.е. башкиры «сохраняли подлинный суверенитет» и жили по собственным законам.

Однако, не всё было гладко в отношениях между царской властью и местным населением. Из-за притеснений и несправедливостей - последовали народные бунты, перераставшие в восстания.

Со слов «верного башкира» Кыдраса Муллакаева (как писал П.И.Рычков – исследователь Башкирии) – почти все книги и рукописи погибли в пламени башкирских восстаний ХVIII столетия. Это дало повод некоторым историкам последующих веков отнести башкир к бесписьменным народам.
Поэтому в истории Башкирии так много «тёмных пятен». Но то, что народ башкорт древний – это научно установленный и доказанный факт.

Подлинное своё развитие Башкирия получила при Советской власти, даровавшей ей суверенитет (автономию). За годы довоенных пятилеток полуколониальная царская Башкирия превратилась в мощную индустриально-аграрную автономную социалистическую республики в составе РСФСР. Вместе с общим экономическим прогрессом на небывалую высоту поднялся культурный уровень башкир, влившихся в братскую семью народов многонационального Советского Союза.

За годы лихолетья (1941-1945гг) и за послевоенные годы, республика стала одним из развитых регионов государства, какой является и в настоящее время.

В октябре 1993г. Государственное собрание Республики Башкортостан принимает Закон «О гимне республики, Государственном гербе и Государственном флаге». Эти новые атрибуты власти - отразили изменения, произошедшие в стране, национальную сущность республики, отдавая дань древнему историческому и героическому прошлому её народа.

Башкортостан – официальное название нашей республики и его следует применять и использовать по назначению. Вместе с тем, слова башкиры и Башкирия – вполне приемлемы в обычной жизни, к тому же, это уже история.

Точно так же, как существует Великобритания – официальное название государства, но никто не отменял в использовании слова: англичане и Англия.

Борис Малородов

Вступайте в нашу группу в Одноклассниках и будьте в теме главных новостей!

 
Смотрите также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Наверх