Стерлеград » Общество » Ученые РФ провели исследование генов у детей из 90-х и нашли «подарки»

Ученые РФ провели исследование генов у детей из 90-х и нашли «подарки»

22:45, 17 февраля 2024
Ученые РФ провели исследование генов у детей из 90-х и нашли «подарки»
Тематическое фото. © pixabay.com
Ученые провели исследование и выявили стрессоустойчивые гены у детей из 90-х
В Новосибирске, в учреждении, где наука о живом находит новые горизонты – Институте цитологии и генетики СО РАН, было открыто нечто весьма любопытное. Об этом сообщает Российская газета.

Исследователи, заглянув в глубину генетического кода, обнаружили удивительную вещь: люди, впервые увидевшие свет в период с 1992 по 1995 год – время, ознаменованное для России серией кризисов, – несут в себе особые генетические «подарки». Эти «подарки» представляют собой гены, которые делают их носителей более устойчивыми к стрессу и одновременно более склонными к тревожности.

На стыке демографии и генетики происходит нечто захватывающее: ученые всё активнее ищут связи между генетическими особенностями и социальными характеристиками человека – от уровня образования до склонности к вере. В центре внимания новосибирских ученых – загадочная способность человека выдерживать стресс.

Для своего исследования специалисты выбрали три группы людей: те, кто родился в 1982-1985 годах, в 1992-1995 годах (так называемое «кризисное поколение») и в 2002-2005 годах. Изучив ДНК, полученную из крови этих людей, с помощью методов ПЦР и проведя анкетирование среди представителей каждой группы, ученые пришли к поразительным выводам.

Особенно примечательными оказались варианты двух генов – DRD4 и COMT, оба из которых играют роль в дофаминергической системе человека. Вариант гена DRD4, характеризующийся длинными повторами, связан с любовью к новизне и устойчивостью к стрессу, в то время как определенный вариант гена COMT уменьшает риск развития тревожных расстройств. Однако и тот, и другой гены также ассоциируются с СДВГ. Интригующее открытие касается гена ESR1: он не только способствует повышенной тревожности, но и увеличивает фертильность.

Светлана Михайлова, кандидат биологических наук и один из ученых института, поделилась своим удивлением по поводу результатов. Ведь, казалось бы, стресс должен негативно сказываться на репродуктивной функции, однако некоторые генетические варианты могут одновременно увеличивать тревожность и количество потомства. Это может указывать на то, что некоторые люди, стремясь к стабильности, находят её в традиционных жизненных укладах.

Исследование поднимает важный вопрос о том, как современные условия жизни и социальные изменения влияют на естественный отбор у человека. Светлана Михайлова указывает, что, несмотря на все достижения медицины и прекращение масштабных эпидемий, естественный отбор продолжает свою работу, изменяя свои приоритеты в сторону устойчивости к стрессу.