Сбер: финансовую грамотность россиян оценили в среднем на 72,6%
16:25, 7 октября 2025 Иван Егоров
Фото © depositphotos.com
Средний уровень финансовой грамотности в России достиг 72,6%. Такие данные приводит Сбер по итогам опроса, проведённого на информационно-просветительской платформе СберСова среди 26,5 тысячи человек. Исследование охватило различные социально-демографические группы и показало, что большинство россиян внимательно относятся к повседневным финансам, но редко строят долгосрочные планы.По информации банка, 81% респондентов регулярно контролируют свои расходы, 68% предпочитают откладывать средства, а 66% тщательно продумывают покупки. Вместе с тем, только 28% участников исследования строят финансовые стратегии на несколько лет вперёд. Ещё 59% ограничиваются планами на год, а 13% признались, что не планируют ничего.
Самый высокий уровень финансовой грамотности зафиксирован у предпринимателей и руководителей — 76,3%. У специалистов этот показатель составил 69,7%, у студентов — 67,6%, у пенсионеров — 67,1%. При этом более 30% опрошенных отметили, что испытывают трудности даже с базовыми аспектами управления личными финансами.
В исследовании также отмечается зависимость уровня вовлечённости в финансовое планирование от дохода. Так, среди людей с доходом более 400 тысяч рублей в месяц стратегическое мышление распространено вдвое чаще, чем у респондентов с низким доходом.
Среди наиболее популярных инструментов хранения средств остаются банковские депозиты (50%) и накопительные счета (41%). Более половины россиян (53%) предпочитают держать деньги в наличной форме, 25% инвестируют в недвижимость и драгоценные металлы. Около 31% опрошенных участвуют в инвестициях на финансовых рынках, а 7% приобретают криптовалюту.
Старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбера Руслан Вестеровский отметил, что большинство россиян научились следить за текущими расходами, но при этом лишь немногие выстраивают долгосрочные стратегии. Он подчеркнул важность развития персональных финансовых сервисов, которые помогают клиентам переходить от учёта к управлению финансами, формируя осознанное отношение к деньгам.