ГЛАВНАЯ ОБЩЕСТВО ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА СПОРТ ПРОИСШЕСТВИЯ БАШКОРТОСТАН СТЕРЛИТАМАК АФИША ТУРИЗМ
» » АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ. ДРЕВНЕЕ И СРЕДНЕВЕКОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ РАЙОНА

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ. ДРЕВНЕЕ И СРЕДНЕВЕКОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ РАЙОНА

28 апреля 2008  |  версия для печати
Город Стерлитамак, основанный в XVIII веке и расположенный в среднем Прибелье, возник не на пустом месте. Задолго до основания города эти территории были освоены человеком. Удобное в географическом отношении место, где собираются пять рек (Ашкадар, Ольховка, Стерля, Селеук, Белая), расположенное на стыке лесной и лесостепной зон, включающее в ландшафт горы рифтовой полосы Юрак-Тау (Сердце-гора), Куш-Тау (Долгая), Шах-Тау (Царь-гора), Тра-Тау (Шихан), возвышавшиеся над поймой на 200-400 м, притягивало население равнинного Предуралья и способствовало эффективному хозяйствованию в этих местах. О древних обитателях края, поселившихся здесь задолго до основания города, рассказывают немые свидетели их культуры: поселения, стоянки, курганы и клады.

Археологическое изучение окрестностей Стерлитамака началось сравнительно недавно, хотя первое упоминание об археологических памятниках теперешнего Стерлитамакского района встречается у И.И.Лепехина, который руководил одним из отрядов Оренбургской экспедиции и побывал в Башкирии в 60-х годах XVIII века. В описании его путешествия содержатся сведения об остатках валов на горе Тура-Тау, кургане и чудских копях.

Ряд археологических памятников Стерлитамакского уезда упоминается в двухтомной публикации Н.И.Булычева "Древности из восточной России" (1902-1904 гг.) с описанием археологических коллекций Уфимского губернского музея. Это Большие Куганакские находки эпохи железа у села Куганак; находки трех бронзовых копий I тыс. до н.э. у села Красный Яр; Стерлитамакский курган и Покровские находки. Дальнейшие археологические исследования в Стерлитамакском уезде проводилось местным земским чиновником С.Р.Минцловым, который собрал большое количество сведений о памятниках археологии восточной части Стерлитамакского уезда.

Известный исследователь Оренбургского края Р.Г.Игнатьев побывал в Стерлитамакском районе и описал курган к северо-западу от Стерлитамака, на правом берегу реки Куганак. Эти данные он использовал при составлении археологической карты Уфимской губернии.


После Октябрьской революции краеведческая работа по археологии усиливается. В 1920 году директор Стерлитамакского музея М.С.Смирнов раскопал у хутора Веселый Стерлитамакского кантона 4 кургана сарматской культуры, а в 1921 году около хутора Кашкара (этого же кантона) курган сарматской культуры. (Ныне это Ишимбайский район Республики Башкортостан). Затем геолог Г.В.Вахрушев в 1926 году описал Марьинский курган в 10 км к северо-западу от Г.Стерлитамака, описанный в свое время Р.Г.Игнатьевым, и указал на наличие здесь же еще трех курганов. Ему принадлежит упоминание кургана близ деревни Кунакбаево Стерлитамакского кантона. В 1924 году в Стерлитамаке на мусульманском кладбище было найдено погребение воина с богатым набором вещей: шлем, кольчуга и т.д. По требованию мусульман все было обратно зарыто в землю. Близ деревни Айгулево Стерлитамакского кантона в 1925 году гражданином Тарасовым было найдено копье из рога животного.

Археологические исследования на территории Стерлитамакского района были проведены экспедицией АН СССР в 1934 г. на трассе строившейся железной дороги Уфа-Ишимбаево. Экспедиция под руководством К.В.Сальникова и П.Д.Дмитриева обследовала и частично раскопала в Стерлитамакском районе 6 археологических памятников.

Одним из них была Баланбашская стоянка близ села Красный Яр Стерлитамакского района, оказавшаяся первым открытым поселением абашевской культуры в западном Приуралье.

Раскопки Больше-Куганакского могильника и Больше-Куганакской стоянки этой же экспедицией позволили установить их принадлежность к срубной культуре эпохи бронзы.

С 1934 года до начала 50-х годов раскопок в Стерлитамакском районе не проводилось из-за отсутствия местных археологов-специалистов. В этот период сотрудник Уфимского краеведческого музея В.Н.Кошевский составил картотеку памятников Башкирии, в которую вошли описания 14 археологических памятников Стерлитамакского района.


В работе И.А.Талицкой "Материалы к археологической карте Прикамья" 1952 года были включены описания уже 32 археологических памятников Стерлитамакского района. С 1951 года в Башкирии начала работать археологическая экспедиция Уральского государственного университета, которая вторично и более тщательно исследовала поселение Баланбаш и окончательно установила его принадлежность к абашевской культуре эпохи бронзы, чего не смогла сделать экспедиция 1934 года.

В 1950-1951 гг. Р.Б.Ахмеровым осуществлены охранные раскопки погребений VIII-IX вв. вблизи города Стерлитамака, между деревнями Бугоровкой и Левашовкой. В этих работах принимал участие сотрудник Стерлитамакского краеведческого музея П.Х.Михайлов.В работах А.В.Збруевой и А.А.Иессена поднималась проблема Больше-Куганакских находок, а в работах А.П.Смирнова снова исследуется селище Баланбаш.
П.Ф.Ищериков помещает в печати сообщение о Левашовском могильнике

Ряд лет в Башкирии работала В.Д.Викторова, которая в 1962 году опубликовала материалы памятников среднего течения реки Белой, в которых она описала пять памятников эпохи железного века в Стерлитамакском районе.

В 50-х годах местные жители доставили в городской краеведческий музей ряд одиночных находок. В 1950 году в черте деревни Левашовка был найден длинный железный меч сарматской культуры. Учащимся Ржаниновым в 1953 году при земляных работах у стадиона "Строитель" был найден железный кинжал той же культуры. В 1959 году гражданином Батраковым возле 6-го совхоза был найден железный короткий меч того же времени.

К.В.Сальников в 50-60-х годах исследует Куштаускую стоянку курмантауской культуры и Куштауский клад эпохи бронзы, а также красноярские находки близ поселка Баланбаш.

Археологичcскими экспедициями БГУ в 60-х годах исследуются несколько памятников, И.Б.Васильев в 1968 году осмотрел Ишпарсовское местонахождение эпохи бронзы, В.А.Агломазова - Растязгучкинское местонахождение эпохи железа, С.И.Симановский - Озерковскую стоянку срубной культуры.


Археологическая экспедиция ИИЯЛ БФАН СССР в 1968 году раскопала Веселовские, Веденовские курганы сарматской культуры.

В 1970 году маршрутное обследование основной части территории БАССР было завершено, что дало возможность составить археологическую карту Башкирии, куда были занесены 68 памятников археологии г.Стерлитамака и района. После издания археологической карты Башкирии на территории Стерлитамакского района экспедициями Р.Б.Исмагилова, С.М.Васюткина и В.С.Горбунова было исследовано и учтено 10 новых памятников археологии, которые были внесены в каталог археологических памятников Башкирии.

На территории города и в окрестностях выявлено более 70 археологических памятников различных эпох, начиная с эпохи бронзы и кончая средневековыми. Древнейших памятников эпохи палеолита, мезолита, неолита, энеолита не обнаружено. Большинство археологических памятников составляют памятники эпохи бронзы и железа. Имеется небольшое количество средневековых памятников.

Памятники бронзы относятся к абашевской, срубной и курмантауской культурам. Памятники железного века представляют сарматскую и саавроматскую культуры. Многие находки, извлечешгые при раскопках, хранятся в краеведческих музеях городов Стерлитамака, Уфы, Екатеринбурга, Москвы. Большинство памятников археологии разрушается строительными работами или природными условиями.

Самые ранние археологические памятники, выявленные здесь, относятся к эпохе бронзы. Они же и самые многочисленные - 21 памятник. В их число входят памятники срубной, абашевской, курмантауской культур. Эти культуры датируются II тыс.до н.э.

Древнейшим поселением бронзового века на территории Стерлитамакского района являлось абашевское, представленное селищем Баланбаш близ села Красный Яр. Селище было названо Баланбашским по имени мыса, на котором расположено. Время существования поселения - середина II тыс. до н.э. Мощность культурного слоя - 20-25 см.


Большинство находок состоит из обломков керамики, которая по своему назначению разбивается на две группы. Основная масса представлена бытовой посудой, меньшее количество обломков принадлежит плавильным чашам на ножках. В глине бытовой посуды обычна большая примесь толченых раковин. Поверхность посуды тщательно сглажена, иногда лощеная. Для плавильных чаш характерно отсутствие примесей, грубость лепки, неровность поверхности. Крупных фрагментов мало.

Многие сосуды имеют колоколовидггую форму без выражешюго горла, дно плоское с мягким переходом к стенкам. Характер нанесения орнамента и его рисунок весьма разнообразны: с геометрическим орнаментом, желобчатым орнаментом, с зигзагообразным орнаментом. Большая группа орнаментов производственной керамики представлена тиглями в форме мелких и крупных чаш на одной, часто полой и круглой ножке. Края чаш ошлакованы. Это, бесспорно, предметы металлургического производства, на что указывают куски шлака по краям многих чаш, в которых присутствуют следы меди. Всего в раскопе найдены 71 обломок чаш и почти 2 тыс. черепков керамики.

Прочие изделия представлены очень ограниченным числом предметов из бронзы, камня, кости, глины. Металлических вещей немного - это серпы, нож, шило, спиральное колечко. Найдены изделия из кости: листовидный наконечник стрелы, обломок рукояти (по-видимому, ножа) со сквозным отверстием, поделка в форме лопаточки, долотовидное узкое лощило на конце необработанного обломка длинной кости. На селище найден небольшой кусочек медистого песчаника (руды) и 7 небольших кусочков медного шлака. Кости из раскопа принадлежали почти исключительно домашним животным: корове, овце, козе, свинье, лошади и т.д., т.е. одним из основных занятий жителей селища являлось скотоводство. А наличие обломков зернотерок позволяет предполагать примитивное земледелие. Находка обломков чаш свидетельствует о высоком уровне развития мастерства плавки руды и изготовления меднобронзовых изделий.


Кроме поселения Баланбаш в Стерлитамакском районе найдено два клада, условно считающихся абашевскими. Это клад из деревни Красный Яр на реке Белой в 15 км от Стерлитамака и клад у Долгой горы (Куш-Тау).

Клад из села Красный Яр, состоящий из двух медных пластинок и наконечника копья, может быть назван кладом условно, так как обстоятельства находки этих вещей не ясны. Возможно, что вещи из Красноярского клада связаны с поселением Баланбаш, находящимся на окраине этого села. Находка этих кладов говорит о накоплении богатств в руках отдельных семей абашевцев, которое последовало за развитием производительных сил, связанных с началом обработки меди и формированием пастушеского хозяйства.

На смену абашевским племенам на территории Башкирии в первой половине II тыс. до н.э. появляются племена срубной культуры эпохи бронзы. Вероятно, срубные племена пришли сюда с территории Поволжья, где имеются более ранние памятники этого типа. Срубная культура Стерлитамакского района представлена 16 археологическими памятниками, которые в основном располагаются по притокам реки Белой - рекам Куганак, Селеук, Уршак.

В большинстве это селища и стоянки. Часть селищ находится на надпойменной террасе, другая в пойме, что связано с характером земледелия их обитателей. Поселения обнаруживаются в обрывах берегов, где находят обломки керамики, кости, золу. Поселения (стоянки) срубных племен состояли из нескольких жилищ-полуземлянок, в которых обитало несколько семейных пар. Углубления от ям (остатков жилищ-полуземлянок) обнаружены на Куганакской стоянке. Срубные племена на территории Стерлитамакского района вели оседлый образ жизни и занимались земледелием и скотоводством. Скотоводство у срубных племен играло ведущую роль в их хозяйстве. В большом количестве кости животных были найдены на уже упомянутой Куганакской стоянке.


Менее значительную роль в жизни срубных племен играли охота и рыболовство. Костей диких животных и рыб на поселениях срубников обычно почти нет. Срубные племена, жившие на территории Башкирии, имели более развитые навыки в области обработки металлов. Плавильная печь из камней обнаружена на стоянке на р.Куганак.

Анализ керамики II и III Юрактауских поселений, где найдено наибольшее ее количество, показывает, что срубные сосуды были горшечно-баночной формы с плоским дном. Сосуды слеплены из глины, в составе глины прослеживаются примеси из шамота и гальки. Стенки сосудов грубые, толстые, с неровной шероховатой поверхностью. Украшена керамика горизонтальными ломаными линиями, насечками, нанесенными небрежно крупнозубчатым штампом. Многие сосуды неорнаментированы. Все эти черты присущи керамике и других поселений срубной культуры Стерлитамакского района. Иногда срубная культура содержит черты, заимствованные у южных зауральских племен алакульской культуры.

Умерших хоронили без гроба, в скорченном положении. Глубина захоронений небольшая - 70-100 см. Над могилой насыпался курган. Все погребения срубной культуры в Стерлитамакском районе представлены курганами или курганными группами с одиночными и парными погребениями в одной могиле.

Погребальный инвентарь малочислен и представлен, в основном, глиняными сосудами, в которые, вероятно, помещалась пища. О том, что мясная пища тоже входила в состав погребального инвентаря, говорит находка двух ребер крупного животного в Пестровских курганах.

В Стерлитамакском районе имеется еще один памятник эпохи бронзы, который относится к курмантауской культуре - это Куштауская стоянка (западная) около села Урняк, на западном склоне горы Куш-Тау (Долгая). На стоянке обращает на себя внимание насыщенность культурного слоя изделиями из кремня: наконечники стрел, скребки, ножи, проколки, множество отщепов. Керамика имеет в глине примесь толченых раковин, это обстоятельство и отдельные элементы орнамента сосудов сближают ее с памятниками маклашевской общности Прикамья.


Курмантауские племена занимались земледелием и скотоводством, разведением крупного рогатого скота и охотой. Происхождение курмантауских племен связано, очевидно, с продвижением финно-угорского населения из Нижнего Прикамья. Пастухи и охотники, курмантаусцы сыграли известную роль в формировании караабызской культуры раннего железного века.

В окрестностях Стерлитамака исследовано 13 памятников эпохи железа. Из них 6 относятся к сарматской культуре.

Савроматская культура Стерлитамакского района представлена I Чумаровским курганным комплексом, который включает в себя срубное, сарматские и савроматские захоронения. Савроматское захоронение, датируемое V-VI веками до н.э., ограблено. В нем найдены лишь бронзовые наконечники стрел савроматского времени.

Культура савроматских кочевых племен железного века в Стерлитамакском районе представлена Веселовскими и Веденовскими курганными комплексами позднесарматского времени.

Веселовские и Веденовские курганы имеют одиночные погребения под каждым из курганов. В Чумаровских курганах обнаружено: в одном - 3 погребения, в другом - одно. Положение костяка в одном из Веденовских курганов вытянутое, на спине, головой на юг. Сопровождающий инвентарь всех погребений беден и состоит из железных кинжалов, костяной пряжки, точильного бруска, глиняных сосудов, наконечников стрел.

Известно некоторое число находок сарматских мечей и кинжалов, которые, вероятно, исходят из разрушенных курганов. Сюда можно отнести находку на пашне у деревни Талачево 6 железных кинжалов, длинного железного меча сарматского типа у деревни Левашовка, железного обоюдоострого меча у 6 совхоза, железного кинжала у стадиона "Строитель" в городе Стерлитамаке.

Савроматы (VI-IV вв. до н.э.) и их потомки сарматы (IV в. до н.э. - IV н.э.) были кочевниками, занимавшими огромные пространства Урало-Волжских степей. В южных районах своего распространения савроматы и сарматы были хорошо известны античным писателям. Савроматы и сарматы находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Их обществегагый строй характеризуется военно-демократическими порядками. Ф.Энгельс отмечал, что "война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни...


Война, которую раньше вели только для того, чтобы отомстить за нападение, или для того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной, ведется только ради грабежа, становится постоянным промыслом". Савроматы и сарматы кочевали с большими стадами скота и не имели постоянных поселков.

Превосходен скифо-сарматский звериный стиль в искусстве. Древние мастера украшали вещи орнаментами, изображающими фигуры различных зверей в состоянии движения.

Сарматы относятся по языку к северо-иранской ветви индоевропейских народов. Находясь на границе степной и лесной зон, среднебельский район был заселен по правобережью Белой оседлыми финно-угроязычными племенами, к числу памятников которых относится Больше-Куганакский клад.

Близ села были найдены 3 целых бронзовых зеркала; часть круглого бронзового зеркала, оборотная сторона которого украшена изображением пеших и конных людей; бронзовый литой диск, на одной стороне которого видно грубое изображение четвероногого зверя; бронзовое гладкое копье; литые бронзовые вещи. Условия, при которых были найдены вещи, неизвестны. Эти находки были найдены Н.Н.Булычевым и хранятся в центральном историко-краеведчсском музее в г.Уфе. Среди этих вещей, несомненно, разнородных по месту своего изготовления, привлекает внимание бронзовая пиала, орнаментированная в нижней своей части большой розеткой из 18 длинных остроконечных лепестков, достигающих своими остриями перегиба чаши и имеющих продольную жилку. Эта чаша может быть отнесена к изделиям иранского производства и относится к эпохе раннего железного века.9

На южной границе оседло-земледельческого лесного финно-угорского мира для защиты от ираноязычных кочевников устраивались городища - древние крепости. Одно из таких расположено на плоской вершине высотой около 120 м горы Тура-Тау к востоку от Стерлитамака. На поверхности земли и в шурфе собраны обломки от тонкостенных сосудов, орнаментированных косыми насечками, рядами крупных круглых ямок. На площадках вершины, ее границах заметны остатки рва - это современная глубина от 10 до 40см. - I тыс. до н.э.


Археологических памятников средневекового периода на территории Стерлитамакского района сравнительно немного. Это упомянутое Г.В.Вахрушевым погребение воина на мусульманском кладбище Стерлитамака, Щахтауский и Стерлитамакский могильники, обнаруженные в 1947 году на строительной площадке вблизи бывшей деревни Левашовка. Тогда были обнаружены десятки погребений, часть которых доисследована археологом Р.Б.Ахмеровым.

Директор Стерлитамакского музея П.Х.Михайлов в 1950-51 гг. также наблюдал за вскрытием ряда могил. Погребения располагались очень редко, иногда на расстоянии до 100-200 м одно от другого. На обширной площади, радиусом 1 км, обнаружены одиночные или групповые погребения. Погребальный обряд могильника характеризуется следующими чертами: захоронения покойников на глубине 0,5-1,5 м, трупоположение на спине с вытянутыми конечностями и ориентировкой головой в западном направлении. В большинстве случаев черепа лежали лицом на юг или север.

Могильные ямы имеют в плане форму неправильного прямоугольника с округленными углами, суженного к ногам покойника. Покойники похоронены в одежде, со всеми личными вещами. Мужские погребения - обычно с оружием и орудиями труда. В частности, в мужских погребениях встречались железные сабли, стремена, удила, бубенчики, боевые топоры, пряжки, бляшки, горшки, кости животных.

В женских погребениях найдены главным образом украшения: серьги, браслеты, перстни, различные пряжки, бляшки, бусы, арабские дирхемы, подвески с цепочками, остатки шелковой ткани. Совсем маленьких детей хоронили без инвентаря. Судя по костям покойников, можно полагать, что большинство из них имело средний рост и выше, а также крепкое телосложение.

Обширное кладбище с многочисленными погребениями, очевидно, образовалось в течение длительного времени, что возможно только при условии оседлого и полуоседлого характера жизни и хозяйствования носителей этой культуры. Можно полагать, что это кладбище относится к одной родоплеменной группе. По находкам из могил можно предполагать имущественную дифференциацию в среде членов данною патриархально-племенного объединения и первенствующую роль мужчин в хозяйстве и семье.


Предметы Стерлитамакского могильника однотипны с предметами кушнаренковской культуры и состоят из ожерелий, бусин, серег, поясных наборов, сабель и других вещей. По найденным предметам можно сделать предположение, что обладатели их были наездниками-воинами, хорошо вооруженными боевыми топорами, железными саблями, копьями и стрелами. Об этом свидетельствуют и находки фрагментов украшений уздечек, сбруи, а также шпоры и удила.

Очевидно, обладатели этих вещей вели полукочевой образ жизни и занимались в основном коневодством. По костям, найденным в погребениях, можно полагать, что разводили они крупный рогатый скот. Земледельческих орудий на территории могильника не обнаружено, но находка остатков шелухи овса в горшке при одном из погребений делает возможным предположение, что здешние обитатели были знакомы и с земледелием, т.к. благоприятный климат способствовать такому виду хозяйства.

Предметы из бронзы, железа и серебра, золота могут свидетельствовать о высоком уровне ремесленного и ювелирного производства. Большинство из них сделаны местными мастерами, об этом говорит стандартный характер многих металлических изделий. Найдены остатки 6 сосудов, 5 из них - однотипные: шарообразные, без ручек, с высокими шейками и круглыми днищами. Шестой сосуд относится к типу кувшинов. Все сосуды лепные и сделаны из темно-серой или светло-серой глины.

Среди погребального инвентаря найдены древние арабские монеты (динары, дирхемы), которые использовались в качестве подвесок. Эти монеты и ряд других предметов свидетельствуют о торговых и культурных связях с Востоком. Археологический материал дает возможность сопоставить его с памятниками древних венгров (Больше-Тиганский могильник и другие), которые занимали лесостепные районы Предуралья. Древние венгры после пребывания в этих районах откочевали на запад и ушли в Паннонию на Дунай.

Древние венгерские (угорские) памятники имеют особое значение, т.к. они связаны с этногенезом населения Башкирии. С Х-XI веков на Южном Урале начинают расселяться башкирские племена. Центральную и южную часть Башкирии занимали племена юрматынцев, табынцев и бурзянцев, с которыми столкнулись основатели города Стерлитамака.

Вступайте в нашу группу в Одноклассниках и будьте в теме главных новостей!

 
Смотрите также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Наверх