ГЛАВНАЯ ОБЩЕСТВО ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА СПОРТ ПРОИСШЕСТВИЯ БАШКОРТОСТАН СТЕРЛИТАМАК АФИША ТУРИЗМ
» » Основание соляной пристани

Основание соляной пристани

4 мая 2008  |  версия для печати
В конце XVIII в. в Башкирии, основная территория которой входила в Оренбургскую губернию, насчитывалось 13 городов. Их появление здесь было тесно связано с выполнением военно-политических задач царизма в этом крае. Поэтому в большинстве своем они возникли как крепости. Уфа была первым городом-крепостью, возникшей вслед за добровольным присоединением Башкирии к России. Во второй половине XVI - первой половине XVII вв. на юге края были основаны Соловарный городок и Табынская крепость, выполнявшие карательную функцию в данном регионе. Народное восстание 1662-1664 гг.

вынудило правительство создать Бирскую крепость. С запада Башкирия была окружена закамской военной линией. Однако с точки зрения русского правительства названных городов было крайне недостаточно для того, чтобы надежно окружить ее военными укрепленными линиями и обуздать "столь своевольный и к бунтам склонный башкирский народ" (П.И.Рычков). "Умиротворив" беспокойный край, царизм стремился начать его широкую колонизацию - освоить его природные богатства. В 30-х годах XVIII в. осуществляется известная программа по созданию оренбургской пограничной линии вдоль р.Урал, начиная от р.Тобол на востоке и до Гурьева городка на юго-западе Российской империи с сооружением многочисленных крепостей, редутов и форпостов и с привлечением по его охране башкир, мишарей и русских казаков.


О карательной функции (роли) городов-крепостей, в частности, Оренбурга (вернее, Орска) начальник Оренбургской экспедиции И.К.Кирилов писал следующее: "Оренбурх... позади всего башкирского жилья, которым и протчим к нему принадлежащим местечками, когда в порядок придут (то есть будут построены), как стеною башкирцы огорожены быть имеют" или "Сакмарск в таком удобном месте стоит, что на самом горле башкирском, и первая Оренбурху помощь от него зависит".

Вместе с тем были города, при основании которых преследовались мирные цели. К ним относится и Стерлитамак.

Его возникновение тесно связано с введением государственной монополии на соль, ранее на Башкирию не распространявшуюся, а также с отменой ясака с башкир в 1754 г. и с обязательной покупкой ими казенной соли.

Предыстория открытия Стерлитамакской пристани такова. Башкиры издавна свободно пользовались илецкой солью. Месторождение ее на р.Илек (недалеко от г.Оренбурга) после вхождения Башкирии в состав России стало известно и русским. Однако в добыче и доставке соли они не принимали участия. Для обеспечения жителей солью в Соловарном городке на берегу реки Усолка (недалеко от с.Табынска, ныне Гафурийского района) создавались варницы для ее варки. В ходе вооруженного выступления башкир против властей они были сожжены и больше не возобновлялись.


При добыче соли не было никакой системы и порядка, соляные залежи были изрыты ямами, не разработав до конца, одни участки забрасывались, другие осваивались. Чистая соль засыпалась на месте песком или землей, образовав всевозможные бугры и ямы. Талая или дождевая вода попадала на новые разработки, затруднив, тем самым, добывание соли или остановив на время ее добычу.

Илецкая соль была известна от приезжавших в Москву и Санкт-Петербург башкирских старшин и других ученому и администратору И.К.Кирилову, который в рукописной книге писал: на берегу р. Илек "... в земле находят под глубиною 1, 2, 3 и 4 аршина песку соль, как мягкова камня, очень не тонкой и превеликой слой, из коего свободно вырезывают такие штуки, какую можно одной лошади на дровнях везти. По ту соль башкирцы в зимнее время великими обозами ездят, а более - по первому пути, и вывозят в Башкирию, а потом приходят и в Россию.

Та соль илецкая в солении признавают якобы лутче вареной соли, самасадки и бузуну. Оная илецкая соль видом синя и прозрачна, а как истолчена мелко, то бывает почти подобна снегу". Поэтому в своем проекте о построении на р. Ори г.Оренбурга он предлагал "славную илецкую соль" "в приращение высочайших интересов употреблять можно". Осуществление проекта было поручено ему самому и предлагалось "привозить соль илецкую в город (будущий Оренбург) для дачи служивым людям, чтоб от того поспоръе в казне нашей было".


И.К.Кирилов, прибыв в Уфу в 1734 году, широко привлек башкир к поставке соли в г.Уфу. Однако в 1735-1740 гг., в связи с башкирским восстанием, их поездки на р.Илек были прекращены.
С основанием в 1743 г. нынешнего Оренбурга возобновляется разработка соляных залежей. Доставка соли в города и крепости губернии осуществлялась частными лицами, имеющими гужевой транспорт. Они реализовывали ее по цене 7 коп. за пуд.

В 1753 году "для приращения доходов" казны губернатор И.И.Неплюев совместно с Соляной конторой в Москве предлагал Сенату ввести государственную соляную монополию в Оренбургской губернии. По этому предложению для заготовки соли на складах и контроля над продажей ее было учреждено "Особое соляное комиссарство". Оно заключило первый контракт с оренбургским казачьим сотником А.Углицким сроком на 4 года по добыче и поставке соли в города губернии и дальние районы России. Прежде всего была построена Илецкая Защита - небольшая крепостца. Каждый год Углицким поставлялось 50 тыс.пудов соли по 6 копеек за пуд. Но казна перепродавала ее по 35 копеек за пуд. По истечении срока заключались новые контракты с новыми же подрядчиками. Так продолжалось до 1766 года.

Башкиры продолжали обеспечивать себя сами солью по-старому. Однако в 1754 году был снят ясак, замененный обязательной покупкой казенной соли по 35 копеек за пуд. Таким путем для башкир и мишарей вводится соляная монополия, что давало казне в несколько раз больше дохода, чем вся сумма ясака. В 1753 году началась систематическая разработка залежей силами подрядчиков. Теперь соль перевозилась сухопутным путем к урочищу Бугульчан ("Красный Яр тож"), находящемуся "подле устья речки Бальзи, впадающей в Белую реку", где казной были созданы пристань и соляные склады. Отсюда она на речных барках спускалась по Белой, Каме и Волге до г. Нижний Новгород.


В 1765 году по проекту бывшего симбирского купца коллежского советника С.Тетюшева добыча и доставка соли были организованы на новых началах. Пристань с Бугульчана была перенесена ниже по течению р. Белой к месту впадения в нее р. Ашкадар. Пристань называлась Ашкадарская.

Для строительства новой пристани, лесопильни ("пильной мельницы"), соляных складов, барок и прочего С.Тетюшеву дали 100 человек из числа уездных жителей, названных "непомнящими родства", с установлением им казенной платы. Для разработки соляных залежей было выделено 200 ссыльных людей. К возке соли из Илецкой Защиты, до Ашкадарской пристани, находящейся на расстоянии 240 верст, было приписано 1200 тептярей и бобылей Уфимской провинции. Каждый из них должен быть "о двуконь". Кого и как выделяли они в число этих наряжаемых, Николай Рычков писал следующее: "Раскладывают они число оныя (всех тептярей было 33656 душ мужского пола) сами собою так, что от семи человек падает жребий на одного включающегося в число 1200 человек, а оставшиеся 6 тептярей или возят с ним вместе положенное на него число соли, или делают ему некоторый род помощи и снабдения не для того, чтоб за провоз платимых денег из казны было для него довольно, но для того больше, чтоб он мог свободнее выставить соль к назначенному времени, и отлучась от дому своего, имел бы какие-нибудь выгоды для сохранения экономии. Хотя казна взыскивает соль только с числа 1200 человек, считая с каждого по 600 пуд: но тептяри, разложив между собою, приемлют в том все одинаковое участие".


Об исключительно изнурительном характере данной повинности для тептярей оренбургский губернатор ИА.Рейнсдорп в 1769 году вынужден был признать, что "От таковой соляной комиссии приходят в крайнее изнеможение. Если люди употреблялись прежде сего только некоторые месяцы к крепостному строению, а ныне во весь год заставляют их возить соль, дрова, рубить бревна и другая разныя исправлять работы. Теряют чрез то по большей части лошадей, которых они из своих домов приводят, и отвлекают знатное число прилежных землевладельцев от приходящего уже в цветущее состояние хлебопашества".

Строительство Ашкадарской пристани и другого строения, а также заготовку соли СТетюшев завершил в 1766 году. Жители д. Бугульчан из новокрещенных татар и чувашей возили руду и на Ашкадарскую пристань. В документе за 20 декабря 1766 года говорится о том, что они за поставку илецкой соли до Ашкадарской пристани получили 512 рублей, но не выполнили контракт. Выходит, что к этому времени работала пристань, уже имелись соляные склады. Первую навигацию соляных барок начали в 1767 году. На судах в верховье Волги доставили 323846 пудов соли. Но условия ее С. Тетюшевым не были выполнены: не доставил соль в Нижний Новгород. Но зато с превышением условленной цены развозил соль в другие поволжские города. После этого случая он не вернулся на свою пристань.


Вскоре обнаружились недостатки выбранного места под пристань. Местность была бедной для строительного материала: строевой лес вынуждены были отправлять с верховьев Белой за четыре сотни верст от Ашкадара, причем сплав могли осуществлять только один раз в год по весеннему половодью, как и барки с солью. Причиной тому было неудачно выбранное место для пристани, отстоящей в трех верстах от полноводной Белой. Поскольку реки Стерля и Ашкадар не были судоходными, то надо было выбрать такое время, чтобы успеть пропустить соляные барки. Если упускали вешнюю воду, то соляные барки останавливались на мелях. Если сплав начинали чуть раньше положенного срока, то барки часто заносило на пойменные места и в старицу или они разбивались о деревья. От всех этих неудобств казна терпела большие убытки.

Чтобы избежать эти неудобства, по предложению председателя Соляной комиссии России генерал-поручика П.Д.Еропкина от 30 ноября 1769 года Соляная пристань с мелководной реки Ашкадар была перенесена на прежнее место у урочища Бугульчан на р. Белой. На левом берегу р. Белой в одной версте ниже г.Уфы были построены главная пристань и склады для хранения соли, привозимой из Бугульчана. При этом учитывалось и наличие "великого множества" лесоматериалов в бассейне р.Уфы, притоке Белой. Новые пристани с соляными магазинами возникли на р.Каме у села Бетки и в г.Самаре на Волге. На время строительства новых пристаней и складов продолжали эксплуатацию Ашкадар-ской пристани. Доставку сюда соли осуществляли 600 тептярей, вторая их половина возила соль на Уфимскую пристань. Соляные склады Бугульчанской пристани пополнялись вольнонаемными возчиками из платы по 5 копеек с пуда. В претворение в жизнь проекта Еропкина непосредственное участие принимал П.И.Рычков, являясь управителем оренбургскими соляными делами. Теперь соль с двух пристаней - Ашкадарской 1 раз, Бугульчанской 2 раза в год - сплавляли на барках вниз по Белой до Уфы, дальше - по Белой до Беткинской пристани на р.Каме. Самарские склады получали соль от вольнонаемных возчиков.


Ашкадарская пристань и после реформы, однако, продолжала действовать, вплоть до начала XIX века, когда Мнением Государственного Совета от 29 августа 1810 года город Самара становится центром перевозки соли из Илецкой Защиты.

С возникновением пристани на р.Ашкадар устоявшегося ее названия еще не было. В 1766 году возчики илецкой соли из с.Бугульчан называли ее Ашкадарской. Николай Рычков увидел Ашкадарскую пристань В 1770 году И.И.Лепехин писал о Стерлитамакской пристани. Таким образом, пристань вначале называлась Ашкадарской, затем - Стерлитамакской.
Пристань появилась не на пустом месте. Здесь находился Ашкадарский Ям (почтовая станция), соединяющий Мелеузовский Ям и г.Уфу.

Ашкадарский Ям возник на земле башкир Телтим-Юрматынской волости, конфискованной для этой цели казной. Вокруг Стерлитамакской пристани земли телтим-юрматынцев перешли на основе купчих поручику О.Т.Шевкунову и судье Уфимского совестного суда С.Я.Левашову. В устье р.Стерля возникла слобода Левашова, названная V ревизией 1795 года пригородом Стерлитамака.

Описание местоположения пристани находим в статье учителя Стерлитамакского приходского училища Андрея Максимова, написанной в 1846 году. Вновь возникшее "селение состояло из нескольких десятков домов, расположенных на левом берегу р.Ашкадар, а на правом ее берегу были устроены соляные магазины и казармы для гарнизонной роты; для переправы через Ашкадар устроены были на броду переходы, каковой брод известен ныне под названием Быстрого Ашкадара. Селение это было разделено на две части оврагом, в котором была пропущена из реки Ашкадар вода; на этом овраге были устроены прекрасная пильная мельница и плотина, соединяющая обе части селения (теперь это место называется пилкой). На другой стороне оврага против плотины и р. Ашкадар была выстроена небольшая церковь во имя Казанской Божьей Матери".

Большие изменения произошли в крае с образованием по указу Екатерины II от 18 мая 1781 года Уфимского наместничества с 12 уездами. В связи с созданием Стерлитамакского уезда соляная пристань была преобразована в город. Как все уездные города, Стерлитамак получил свой герб.

Следите за нашим Twitter-каналом, чтобы не пропустить самое интересное!

 
Смотрите также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Наверх