Эксперты рассказали о будущем российского автопрома
13:48, 7 июня 2022 | автор: Мария Соловьева
Тематическое фото. © ru.depositphotos.com
Автопроизводители ищут новых поставщиков запчастей на Востоке и, пока не налажено новое сотрудничество, упрощают сборку автомобилей. Эксперты «Открытие Авто» проанализировали перспективы производства машин на российских автозаводах в сегодняшней ситуации. Автопроизводители в России ищут замену дефицитным комплектующим
Сейчас в России производство легковых автомобилей продолжается на двух предприятиях. С перерывами работают автомобильные конвейеры УАЗ и тульского завода китайского бренда Haval (хоть и в одну смену). УАЗ меньше других автомобильных производств в России зависит от импорта, а хозяева на заводе Haval сами наладили поставки запчастей. Но и им периодически приходится останавливать сборочный конвейер и отправлять персонал в корпоративный отпуск из-за нехватки комплектующих для сборки машин. Так, УАЗ возобновил работу только 16 мая. Тульский завод Haval был закрыт на техобслуживание оборудования и инвентаризацию в период 30 апреля -15 мая. C 16 мая производство работает, но пока в одну смену.
Конвейеры АвтоВАЗа были остановлены с 30 апреля. Очередная дата запуска назначена на 10 июня.
При этом у ряда международных автоконцернов с производством в России все гораздо хуже. Российский завод Hyundai в Санкт-Петербурге не возобновит сборку автомобилей как минимум до конца июня, стоит производство машин этой популярной марки и на калининградском заводе «Автотор». Завод «Mazda Соллерс» не работает из-за отсутствия нужных для производства компонентов, а российское предприятие Nissan, возможно, остановит работу почти на год. Toyota не сможет возобновить производство кроссоверов Toyota RAV4 и седанов Toyota Camry в России в течение нескольких месяцев, а поставки автомобилей Toyota и Lexus в нашу страну отложены на неопределённый срок.
Проблемы с автозапчастями российские автопроизводители не скрывают. Так, АвтоВАЗ, подстраиваясь под сужение ассортимента комплектующих и нарушения привычных логистических цепочек поставок, переходит на производство упрощенных моделей. В частности, летом автопроизводитель собирается начать выпуск модификаций Lada с минимальным количеством иностранных комплектующих. Это версии Vesta с 8-клапанным 90-сильным мотором без части электроники и некоторых систем безопасности и контроля загрязнения воздуха с дорестайлинговым салоном. Кроме того, бренд Lada временно не будет выпускать модели с автоматической коробкой передач. Несколько моделей Lada комплектовались либо классической японской гидротрансформаторной АКПП Jatco, либо роботизированной коробкой немецкой копании ZF. И тот и другой производитель прекратили поставки в Россию в рамках санкций. Также АвтоВАЗ готовит выпуск моделей Granta и Niva Legend без подушек безопасности ABS и ESP.
В будущем АвтоВАЗ планирует устранить проблемы с комплектующими и вернуть объемы производства и продаж автомобилей. Недостающие импортные детали временно призваны заменить аналоги из Азии. По словам губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, у завода уже есть поставщики в Китае, готовые выполнять заказы, но сотрудничеству помешал очередной локдаун из-за новой вспышки коронавируса. Параллельно взаимодействию с азиатскими поставщиками будет развиваться производство электронных комплектующих на заводе Lada в Ижевске. Его планируется наладить в течение двух лет.
АвтоВаз в принципе ждут перемены после передачи российских активов группы Renault в собственность государства и окончательного ухода французского автоконцерна из России. Французская компания Renault уже официально заявила, что не будет продолжать производство своей продукции ни на Московском автомобильном заводе, ни на «АвтоВАЗе» в Тольятти, ни под своими, ни под другими марками, а также не намерена поставлять в РФ автомобили, собранные на заводах в других странах и экспортировать в Россию запчасти от них. К тому же в компании официально подтвердили, что сервисным обслуживанием моделей машин Renault в РФ займутся дилерские центры «АвтоВАЗа».
В Минпромторге отметили, что в ближайшее время АвтоВАЗу предстоит большая и сложная работа. Новые продукты будут разрабатываться в том числе на российских платформах, с использованием российских инжиниринговых компетенций, а также с максимальным привлечением российских поставщиков компонентов.
А восстанавливать объемы и замещать ушедшие с рынка бренды нужно оперативно. На фоне отсутствия поставок от производителей дилеры продолжают работать в режиме максимальной экономии. И хотя у первой десятки ведущих дилеров счет машин на складах еще исчисляется тысячами, складские остатки тают. Так что замещать ушедшие зарубежные бренды, скорее всего, придется наравне с отечественными корейским и китайским производителям.
Отечественный автопром со временем наладит производство. Корейские автопроизводители не захотят отдавать завоеванную четверть рынка, а марки из Поднебесной продолжат запланированную экспансию. Правда, азиатским производителям нужно будет немного больше времени, чтобы наладить поставки новых автомобилей в объеме, достаточном для замещения ушедших марок. Пустующих мест на российском авторынке становится всё больше. Кто их займёт и насколько быстро, а это обязательно должно произойти, покажет время.