
Тематическое фото. © freepik.com
В преддверии Дня матери, который будет отмечаться в воскресенье 30 ноября, Гострудинспекция Башкортостана напомнила о трудовых правах женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей. Разъяснения по действующим гарантиям для работающих мам дала заместитель руководителя Государственной инспекции труда Оксана Ванскова.По словам Оксаны Вансковой, маму ребёнка до трёх лет нельзя уволить по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя или виновных действий работника, к которым относятся нарушение трудовой дисциплины и неисполнение трудовых обязанностей. Аналогичная гарантия предусмотрена для одиноких матерей, воспитывающих ребёнка до 16 лет либо ребёнка-инвалида до 18 лет, что закреплено в статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации.
Замруководителя Гострудинспекции напомнила, что с 2024 года сохраняется пособие по уходу за ребёнком до полутора лет при выходе матери на работу на полный рабочий день. Также с прошлого года действует норма, позволяющая родителям и опекунам ребёнка-инвалида, вышедшим на работу на условиях неполного рабочего времени, сохранять ежемесячные выплаты по уходу за таким ребёнком. Отпуск по уходу за ребёнком может быть прерван в любой момент на основании заявления работницы, при этом при изменении семейных обстоятельств женщина вправе вновь уйти в этот отпуск и фактически продолжить его, что законом не запрещено.
Особое внимание Оксана Ванскова обратила на дополнительные перерывы для кормления ребёнка. Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва на обед, дополнительные перерывы для кормления через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. Если у сотрудницы двое и более детей до полутора лет, суммарная продолжительность таких перерывов увеличивается до одного часа. По заявлению работницы эти перерывы могут быть объединены, присоединены к обеденному времени или перенесены на начало либо конец рабочего дня, при этом они включаются в рабочее время и оплачиваются в размере среднего заработка, что предусмотрено статьёй 258 Трудового кодекса. Кроме того, женщины, имеющие детей до полутора лет, при невозможности выполнения прежней работы по заявлению переводятся на другую работу с оплатой труда не ниже среднего заработка по прежнему месту работы, как указано в статье 254 Трудового кодекса.
Дополнительные гарантии установлены и в части направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе и работе в выходные дни. В соответствии со статьёй 259 Трудового кодекса направление женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет либо ребёнка-инвалида до 18 лет, а также женщин, воспитывающих ребёнка до 14 лет без супруга или при условии, что супруг работает вахтовым методом, в командировки, равно как и привлечение их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается только с письменного согласия и при отсутствии запретов по медицинскому заключению. Работодатель обязан письменно ознакомить таких сотрудниц с их правом отказаться от перечисленных видов работ.
Согласно статье 93 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам, имеющим детей до 14 лет или ребёнка-инвалида до 18 лет, работодатель не вправе отказать в установлении неполного рабочего дня, смены или рабочей недели при подаче соответствующего заявления. В этом случае оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объёма работ.
Что касается ежегодного оплачиваемого отпуска, действующее законодательство предоставляет право использовать его в летнее или иное удобное для себя время лишь отдельным категориям работников. К ним относятся родители трёх и более детей до 18 лет при условии, что младшему ребёнку нет 14 лет, а также родители ребёнка-инвалида до 18 лет. Возможностью присоединить очередной оплачиваемый отпуск к отпуску по беременности и родам могут воспользоваться матери, ухаживающие за ребёнком до трёх лет. В этот перечень также входят работники, усыновившие ребёнка в возрасте до трёх месяцев.