Р. Хамитов провёл заседание Правительства РБ по итогам работы за 1 полугодие 2013г
15:04, 28 августа 2013 Мария Соловьева
28 августа Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провёл заседание Правительства республики. Были обсуждены итоги социально-экономического развития региона за первое полугодие 2013 года. Также были рассмотрены документы, одобренные Межведомственной правительственной комиссией по бюджетным проектировкам до 2016 года. С отчетными докладами на заседании выступили заместители Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан. Об этом сообщает пресс-служба Президента РБ.Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Начинаем заседание Правительства Республики Башкортостан. Сегодня мы должны дать оценку результатам нашей работы за прошедшее полугодие 2013 года. Мы должны проанализировать, какие поставленные задачи были реализованы, очертить круг проблемных вопросов, обозначить рубежи, на которые мы должны выйти по итогам 2013 года.
В этом году мы наблюдаем замедление темпов экономического роста, что характерно для России в целом. Валовой региональный продукт республики за полугодие вырос на 2%. Понятно, что есть опережение среднероссийских значений. В России – 1,2%. Также ясно, что эти цифры далеки от тех, которые мы планировали получить.
Промышленное производство за этот период выросло на 1,3%, в России – на 0,1%. В Республике объем инвестиций в основной капитал увеличился на 2,5% и достиг 90 миллиардов рублей. В Российской Федерации за 6 месяцев этот показатель снизился на 1,4%.
В 2,8 раза вырос приток иностранных инвестиций и превысил 200 миллионов долларов США. В целом, по Российской Федерации он увеличился на 32%, у нас – 280%.
По объему вложенных в экономику инвестиций мы продолжаем занимать в Приволжском федеральном округе третье место, по объему инвестиций на душу населения – шестое. Чуть-чуть идем вперед. Но пока это не те цифры, которые нам нужны, хотя в целом, они уже достаточно приемлемы.
Показатели агропромышленного комплекса, с учетом аномальных погодных явлений прошлого и нынешнего года, остаются примерно равны, но есть небольшое снижение. Индекс сельскохозяйственного производства за полугодие составил 99,5%.
Прибыль крупных и средних предприятий достигла 67 миллиардов рублей. При этом выросло число нерентабельно работающих предприятий – с 270 до 300. Некритично, но, как говорится, тенденция есть.
Строительный комплекс. Построено более одного миллиона квадратных метров жилья. Это на 18% больше, чем в предыдущем году. За семь месяцев 2013 года эта цифра в республике составила 18,9%, в России – 6,2%. Темпы строительства у нас выше среднероссийских. В Приволжском федеральном округе республика занимает второе место по общему вводу жилья и вводу жилья на душу населения. Это хорошие показатели, но с учетом непростой ситуации, в которой отрасль находилась несколько лет назад, нам необходимо наращивать эти темпы. Нужен еще более быстрый рост. Это посильная задача, мы с ней можем справится. Считаю, что так и будет.
Уровень инфляции за полугодие составил 3,6% при среднероссийском показателе 3,5%. Средняя заработная плата выросла на 12,6% в номинальном выражении или почти на 5% в реальном, составив 21.700 рублей. Есть позитивные изменения на рынке труда. Число безработных с начала года сократилось почти на 3 тысячи человек.
Но определенную тревогу вызывает спад рождаемости. В первом полугодии этого года родилось на 200 ребятишек меньше, чем в прошлом году. По сравнению с прошлым годом, ситуация со смертностью стала хуже. Число умерших возросло почти на 700 человек по сравнению с прошлым годом. Отмечается рост миграционного потока. Наверное, впервые за последние годы. Число выбывших меньше, чем число прибывших в нашу республику на полторы тысячи человек. Более подробно в соответствии с повесткой дня, об этих показателях, результатах нашей совместной работы доложат заместители Премьер-министра Правительства республики.
Мы сегодня обсудим проекты документов, касающихся наших перспектив в сфере государственной финансово-экономической политики. Нам предстоит рассмотреть документы, одобренные Межведомственной правительственной комиссией по бюджетным проектировкам. А именно: прогноз социально-экономического развития республики на период до 2016 года; основные характеристики проекта бюджета республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов; основные характеристики проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования республики на этот период.
Наша главная задача – сформировать сбалансированный бюджет, направленный на гарантированное выполнение социальных обязательств республики и обеспечение стимулирования экономического роста.
Мы хорошо понимаем, что решать намеченные задачи придется в очень непростой обстановке. Бюджет нынешнего года сбалансирован с дефицитом порядка 18 миллиардов рублей. Такие же цифры у нас были в 2012 году. С такого рода дефицитами мы справляемся, но с каждым годом это дается все сложнее. Понятно, что ощущается напряженность в исполнении бюджета.
Так, по итогам семи месяцев мы не добираем доходы бюджета республики к уровню прошлого года, снижение на доли процента, но оно есть. При этом расходы увеличились на 5,2%. Поступление налога на прибыль снизилось почти на 11%. В среднем, по стране эта цифра существенно выше, она превышает 30%. Для нас налог на прибыль – это основной доходный источник нашего бюджета. Треть бюджета формируется за счет этого налога. Конечно же, такие потери для нас весьма существенны.
Важным событием для нас стало завершение сделки по реализации миноритарных пакетов акций дочерних компаний «Транснефти», которые принадлежали республики. Эти пакеты не давали никакой возможности влиять на принятие управленческих решений, и республика никогда не получала по ним дивиденды.
Сумма, вырученная в результате этой сделки, составила 12,5 миллиардов рублей. Кроме того, достигнута договоренность о реализации сроком на 5 лет благотворительной программы по 500 миллионов рублей в год. Итого, за эти пакеты республика получит порядка 15 миллиардов рублей. Это позволяет нам решить многие вопросы. В частности, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, строительство социальных объектов: детских садов, школ, больниц, инфраструктуры для новых жилых комплексов. Надо помнить, что это одна из последних возможностей по реализации пакетов крупных предприятий. Пусть даже и миноритарных пакетов, поскольку другой собственности у нас уже нет, за исключением двух-трех предприятий. Поэтому нам не приходиться ожидать приток финансирования, полученных от реализации пакетов акций, по крайней мере, в таком объеме. Тем не менее, это работу нужно продолжать и понимать, что там, где мы не влияем на ситуацию в акционерных обществах, там, где есть небольшие востребованные пакеты акций, то такую практику реализации этих пакетов надо продолжать.
Мы должны четко понимать, что проект бюджета республики на очередной плановый период формируется в условиях замедления темпов роста доходов бюджета. В этих условиях нужно вырабатывать бюджетную политику крайне взвешенно, осмотрительно.
При этом мы должны, в первую очередь, обеспечить расходные обязательства, связанные, главным образом, с решением задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации, подписанных в мае 2012 года. В этих условиях считаю важным расставить следующие приоритеты в нашей работе. Это: повышение эффективности деятельности всех властных структур, обеспечение достижения плановых показателей; оптимизация имеющейся сети, а также численности работников подведомственных учреждений; повышение отдачи от использования государственного имущества; сокращение неэффективных расходов бюджета.
Все органы государственной власти должны детально рассмотреть объемы ресурсов, которые будут доведены по итогам сегодняшнего заседания. И обеспечить выполнение поставленных целей и задач, в том числе определенных на федеральном уровне, с привлечением имеющихся в отраслях внутренних резервов.
Необходимо обозначить приоритетные направления использования бюджетных средств и укладываться в те нормативы бюджетных обязательств, которые будут доведены в рамках параметров рассматриваемого бюджета.
Не следует рассчитывать на то, что какие-то дополнительные расходы могут быть включены в рамках процедуры регулирования разногласий или дополнительного финансирования в течение следующего года. Прошу вас всех обратить на это внимание.
Основной критерий оценки работы министерств и ведомств – эффективность управления имеющимся бюджетом. В июле Правительством России утвержден план мероприятий по повышению темпов экономического роста. Соответствующий план должен быть разработан и на республиканском уровне. Понятно, что наполняемость бюджета напрямую зависит от динамики экономического роста.
Экономика – прежде всего. И только потом все остальные вопросы. Ближайшие годы нам предстоит работать в непростых условиях, когда наши доходы не будут удовлетворять нашим потребностям. В первую очередь, в части строительства новых крупных объектов. Но даже в этой ситуации мы должны уметь находить выходы.
Я неслучайно коснулся темы оптимизации расходов. Это очень важно. Мы знаем, что если ставим перед собой задачу, мы умеем решать их за меньшие ресурсы, за меньшие финансовые средства. Я могу привести немало таких примеров.
Приступим к работе.
***
Понятно, что не все смогли выступить. Мы не отразили нашу работу в части социального блока, который курирует здравоохранение, образование, социальные вопросы, социальную помощь, вопросы труда. В этих отраслях достигнуты неплохие результаты – все идет по плану.
Мы выдерживаем показатели, касающиеся средней заработной платы учителей, врачей, социальных работников, воспитателей детских садов. Мы активно работаем по укреплению материальной базы социальных и медицинских учреждений, образовательных структур.
И могу сказать, что это направление нашей деятельности является основным. Все остальные, пусть не обижаются на меня коллеги – но, в известной степени, вспомогательные (те, которые зарабатывают ресурсы). А социальный блок направлен на удовлетворение потребностей жителей нашей республики. И пока у нас это получается – мы не допустим срывов по финансированию социальных программ, которые мы приняли.
В целом экономика республики развивается. Понятно, что давление замедления мирового и российского экономического роста оказывает на нас существенное влияние. Но мы работаем, тем не менее, планомерно. Практически выполняя свои финансовые показатели и исполняя социальные программы, которые являются самыми важными в нашей работе.
Все министерства ведут активную работу. Я в целом доволен тем, как работает правительство нашей республики и хочу сказать, что надо только наращивать темпы. Никакого повода для самоуспокоения нет. Я в начале своего выступления сказал о том, что ситуация будет сложной – мы не знаем, каким будет 2014 год с точки зрения экономического роста, поступления налогов, доходов. Мы не знаем, тем более, что будет в 2015 и 2016 году. Но набранный темп ни в коем случае нельзя снижать. Нужны новые интересные предложения, нужны новые методы и способы работы по всем направлениям.
Надо отбирать самое лучшее, что есть в стране и мире, перекладывать на нашу экономику, на нашу ситуацию, приспосабливая этот опыт и лучшую практику к нашей повседневной деятельности. Поэтому я считаю, что мы работаем достаточно надежно и уверенно. И население нашей республики не должно почувствовать последствий экономического кризиса. Более того – должно понимать, что по всем направлениям своей социально-экономической политики мы будем продолжать динамичное развитие.
Позиция нашей республики в масштабах страны – надежная. Мы по среднероссийским показателям выглядим достаточно хорошо. Если и есть у нас отставания по ряду направлений, то связаны они в основном с погодно-климатическими условиями – во всем остальном мы работаем надежно. Это отмечают и руководители нашей страны при моей встрече с ними. Так и будем продолжать работать. Работать всем очень активно. Второе полугодие всегда требует еще большей активности в работе.