Рустэм Хамитов провел заседание Правительства Башкортостана
17:31, 29 января 2014 Мария Соловьева
29 января Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел заседание Правительства республики. Были рассмотрены два вопроса: приоритетные направления деятельности Правительства в 2014 году и итоги реализации в 2013 году Республиканской адресной инвестиционной программы. Об этом сообщает пресс-служба Президента РБ.Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:
Уважаемые коллеги, мы начинаем заседание Правительства Республики Башкортостан. Рассмотрим два важных вопроса – о приоритетных направлениях деятельности Правительства в этом году и об итогах реализации в прошлом году Республиканской адресной инвестиционной программы.
При планировании работы мы, конечно же, должны учитывать реалии развития мировой экономики, экономики страны. Есть уже осторожные оптимистичные оценки перспектив экономического развития в ряде стран мира, но пока еще сохраняется некая общая нестабильность внешних рынков, особенно в развивающихся странах. Это напрямую или опосредованно влияет на динамику развития отечественной экономики, на принятие наших решений.
При этом есть внутренние факторы, на которые мы можем и должны воздействовать. Я имею в виду задачи повышения качества государственного управления, оптимизации внутренних ресурсов, перенастройки приоритетов отдельных отраслей, совершенствования инвестиционного климата, проведения взвешенной бюджетной политики, подготовки квалифицированных кадров и другие вопросы.
Безусловно, уважаемые коллеги, в центре экономической политики должны быть приоритеты человека. Мы не можем работать ради абстрактных цифр, ради цифр, которые, может быть, звучат громко, но реально простому человеку, обществу, гражданам ничего не дают. Поэтому я еще раз вас прошу, чтобы вы своими приоритетами прежде всего считали рост благосостояния людей, создания новых качественных условий жизни граждан. Экономические показатели в отрыве от качества жизни нам не нужны. А нужна опора на результаты улучшения жизни людей. Вот это самое главное. Прошу помнить об этом, знать и, собственно говоря, всегда подтверждать этот тезис.
Тем не менее я коротко обозначу предварительные итоги прошлого года. Индекс промышленного производства составил 102,3 процента. Это лучше, чем в целом по России (100,3 процента). Однако в 2012 году цифры были существенно выше: порядка 105,5 процента. В Приволжском федеральном округе по показателю индекса промышленного производства впереди нас – Нижегородская и Пензенская области, Пермский край. Мы занимаем четвертое место среди 14 регионов Приволжского федерального округа. Неплохо, но, как говорится, есть, куда расти.
Из-за падения производства и спроса уменьшились почти на 5,5 процента объемы перевозок грузов. По итогам января-ноября у нас выше, чем по Российской Федерации, уровень общей безработицы – 5,8 процента (РФ – 5,5 процента).
И все же хочу сказать, что позитивных результатов больше. Порадовали аграрии. В сложных, очень сложных погодных условиях наши работники сельскохозяйственного производства дали продукции почти на 125 миллиардов рублей, превысив показатели 2012 года почти на 17 процентов.
Наша республика на первом месте в ПФО по строительству жилья. Повторяю: на первом месте. У нас есть довольно серьезные соперники, но мы в 2013 году сработали значительно лучше. 2,5 миллиона квадратных метров жилья с ростом почти на 7 процентов – это важное для нас достижение. Но еще раз хочу подчеркнуть, что за этими валовыми показателями нельзя забывать о конкретных людях. Квадратные метры – это хорошо, но нам важно знать, сколько молодых семей улучшили свои жилищные условия, как мы работаем в части сноса аварийного и ветхого жилья, как мы улучшаем качество жизни людей в домах, которые требуют ремонта, модернизации и так далее.
Продолжаю дальше по итогам 2013 года. Более чем на 8 процентов вырос оборот розничной торговли. Это хороший показатель. Один и лучших в Российской Федерации. Важно, что более половины его приходится на малый бизнес. Это тоже то, о чем мы с вами постоянно говорим: только малый и средний бизнес могут дать быструю динамику роста. Стабильно развивается рынок услуг. Важно, что из года в год у нас в республике снижается уровень инфляции. В прошлом году мы фактически радовались тому, что в 2012-м был самый низкий рост цен с 1991 года – на 6,2 процента. Прошлый год был еще лучше – инфляция сложилась на уровне 6 процентов. Конечно, это неплохие показатели.
С такими итогами республика вступила в 2014 год. Эти предварительные результаты мы должны учесть сегодня при обсуждении приоритетных направлений деятельности Правительства.
В первую очередь мы должны сконцентрироваться на устойчивом экономическом росте, который позволит нам решать многочисленные социальные задачи, решать проблемы людей. Нам надо сделать ставку на «точки роста», системное развитие территорий, интеграцию производственного потенциала на местах. Необходимо продолжать усиливать работу с инвесторами, развивать государственно-частное партнерство, создавать высокопроизводительные рабочие места, грамотно и оптимально, я подчеркиваю – оптимально, расходовать государственные и муниципальные финансы. Еще раз хочу сказать, что мы не бедные, мы порою слишком расточительные. Там, где можно было бы построить что-то дешевле, создать что-то дешевле, сформировать инфраструктуру подешевле, мы затрачиваем значительные ресурсы. С этими явлениями мы будем беспощадно бороться.
Необходимо жестко увязывать планирование работы Правительства со стратегическими целями социально-экономического развития республики, которые у нас, кстати, еще не обновлены. Мы должны привести государственные программы в соответствие с сегодняшними экономическими реалиями и требованиями программного бюджетирования, адаптировать их к условиям жестких ресурсных ограничений. Госпрограммы должны содержать ориентиры, конкретные показатели, цели, по которым можно оценить эффективность бюджетных затрат, качество нашей работы. И, безусловно, главным приоритетом является выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. И мы не имеем, вообще говоря, никаких оснований для того, чтобы не выполнять эти Указы. Мы обязаны их выполнить. И мы сегодня в этой части работаем достаточно успешно.
Сегодня мы также подводим итоги реализации Республиканской адресной инвестиционной программыв прошлом году. На ее реализацию направлено около 10 процентов всего бюджета Башкортостана. В целом программа завершена в 2013 году успешно. Объем освоения превысил 13 миллиардов рублей. Это на 4,4 процента больше, чем в 2012 году, и почти на две трети превышает первоначально утвержденный в 2012 году план.
Нам при реализацииинвестиционной программы, планировании расходов, считаю, удалось достичь оптимального баланса. Во-первых, мы успешно решали самую острую социальную проблему – строили детские сады, чтобы полностью ликвидировать очереди к 2016 году. Во-вторых, мы активно занимались улучшением жилищных условий людей и модернизацией коммунального хозяйства, сокращали объемы незавершенного строительства, развивали районы Зауралья и Северо-Востока. Готовили инфраструктуры наших городов к строительству нового жилья.
В прошлом году по многим отраслям дела «шли в гору». В развитие инженерной инфраструктуры направлена рекордная сумма – 2,8 миллиарда рублей. Это позволило нам получить 2,5 миллиона квадратных метров новых и, кроме того, заложить основу для последующего широкомасштабного промышленного и индивидуального строительства. Экономить на инфраструктуре нельзя. Мы обязаны продолжать эту работу. Тем более она дает значимые, хорошие результаты.
Неплохие показатели достигнуты по отдельным направлениям – строительству социального жилья, переселению из аварийного фонда. Более шести тысяч человек по этим программам улучшили свои жилищные условия. Удалось помочь большей части обманутых дольщиков – в прошлом году решены жилищные проблемы почти 1500 семей. Но не надо забывать о том, что еще более 1000 семей ждут решения таких проблем. В 2014 году, безусловно, нам надо выти из этой ситуации. Очень сложная задача. Потребовалось почти три года для того, чтобы разобраться в ней, найти варианты решения, найти ресурсы. И в конечном итоге начинать предоставлять жилье людям.
В районах и городах республики построены и реконструированы 17 детских садов более чем на 2,5 тысячи мест. В республике введены семь учреждений здравоохранения на общую сумму более 2,5 миллиарда рублей. Окончательные данные поступят позже, но есть все основания ожидать, что будет сокращен объем незавершенного строительства. Это язва, которая существует десятилетиями, которая отнимает силы, но тем не менее ее надо лечить и добиться коренного перелома в этой части.
Вместе с тем в реализации РАИП мы видим существенные недостатки. В первом квартале прошлого года было освоено всего лишь 800 тысяч рублей. За первое полугодие – 20 процентов от той суммы, которая была направлена на год. То есть сохраняется несистемный, неритмичной характер работы, который приводит к уже привычным авралам в конце года. Нас это не устраивает. Я уже говорил, что нужно коренным образом менять саму технологию планирования и ведения этой работы. В прошлом году мы вносили изменения в этой части, много новаций заложено при подготовке РАИП этого года. Рассчитываю, что это даст свои результаты.
В прошлом году не освоено почти один миллиард 800 миллионов рублей. Неосвоенными в том числе оказались 576 миллионов рублей федеральных средств. Надо работать в этой части. Понимаю, что эти ресурсы вернуться к нам в бюджете 2014 года. Но все равно отчитываться по неосвоению всегда некомфортно и нехорошо. Надо уметь работать так, чтобы ресурсы, направленные в том числе из федерального бюджета, использовались полностью в текущем году. Понятно, что основная причина в том, что деньги поздно поступают. Например, по строительству детских садов мы получили деньги только в сентябре-октябре 2013 года. Что можно успеть за три-четыре месяца? Многое сделали. Но вот кое-что у нас не получилось. Я еще раз говорю, что эти деньги вернутся. И в этом году таких историй уже не должно быть.
Говоря о принципиально новых подходах к формированию РАИП, скажу так – это инструмент стратегического планирования. И он должен быть фактически главным и основным при реализации наших государственных программ. Пока РАИП больше похожа на сборник заявок и пожеланий министерств и ведомств, администраций муниципальных образований, как мы говорим, «все хотелок», которые есть на территориях. Но эта программа не является фактически таким системным и сбалансированным документом. Основы этой системности видны, но полностью выйти на плановую и регламентированную работу мы еще не смогли.
Мы должны перейти к планированию, еще раз подчеркиваю, с определением целевых ориентиров. Нам не нужны цифры простого освоения. Нам нужны целевые показатели работы. Нам не нужен процесс. Нам нужны задачи, которые мы решаем в конечном итоге. Со следующего года министерства и ведомства, я надеюсь, будут отчитываться в первую очередь за вклад РАИП в реализацию государственных программ, в достижение установленных в них целей социально-экономического развития. Целей ясных, понятных, направленных на улучшение жизни наших граждан.