ГЛАВНАЯ ОБЩЕСТВО ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА СПОРТ ПРОИСШЕСТВИЯ БАШКОРТОСТАН СТЕРЛИТАМАК АФИША ТУРИЗМ
» » На IV Гражданском форуме в Уфе обсудили вопросы взаимодействия власти и общества в регионах

На IV Гражданском форуме в Уфе обсудили вопросы взаимодействия власти и общества в регионах

30 мая 2017  |  версия для печати   |  Фото ИА Стерлеград  |  пресс-служба Главы Башкирии
На IV Гражданском форуме в Уфе обсудили вопросы взаимодействия власти и общества в регионах
29 мая в уфимском Конгресс-холле в рамках IV Гражданского форума Республики Башкортостан состоялся круглый стол Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Он был посвящён актуальным вопросам взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и институтов гражданского общества. В заседании участвовал Глава Башкортостана Рустэм Хамитов.

Круглый стол провёл председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов. В нём приняли участие депутаты Госдумы и Государственного Собрания – Курултая РБ, члены Общественных палат регионов и Республики Башкортостан, представители органов государственной власти, бизнеса, некоммерческих организаций и общественных объединений, общественных советов при министерствах, ведомствах и администрациях муниципальных образований республики.

Целью проведения IV Гражданского форума Республики Башкортостан является выявление и поддержка наиболее эффективных практик гражданской активности, определение новых возможностей в развитии институтов гражданского общества и участия граждан в развитии территорий.

Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги, друзья! Хәйерле көн, ҡәҙерле дуҫтар! Так звучит «Добрый день» по-башкирски.

Рад приветствовать вас в Уфе, в нашем замечательном, красивом городе. Только что Сергей Анатольевич сказал, мне, что впечатления от уфимских просторов и видов самые хорошие. Действительно, у нас неплохо получается с точки зрения содержания городского пространства. Всё это, безусловно, требует ресурсов и немаленьких. Но, знаете, это важно, чтобы всё было чисто, аккуратно и ухожено.

Благодарю Вас, Сергей Анатольевич, и коллег за то, что приехали в республику для участия в IV Гражданском форуме. Мы с большим удовольствием поддержали инициативу Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений о проведении в рамках форума круглого стола по такой наиважнейшей теме, как взаимодействие органов государственной власти российских регионов и институтов гражданского общества. Действительно, сегодня это очень актуально, важно со всех точек зрения.

Вместе с вами, коллеги, приехали многие активисты, общественники. Мы видим, что порядка восьми субъектов Российской Федерации прибыли к нам сегодня на Гражданский форум. Это говорит о том, что площадка востребована.

В Башкортостане есть чем поделиться, что показать в сфере поддержки и развития НКО.

Президент России в своём Послании Федеральному Собранию в 2016 году нацелил органы власти в регионах на расширение доступа НКО к средствам бюджета для более эффективного оказания социальных услуг. Надеюсь, что наш министр труда и социальной защиты населения Ленара Хакимовна Иванова уже ознакомила вас с практикой. Если будут вопросы, можно будет ещё позадавать.

В Башкортостане социально ориентированные НКО, которым переданы функции, ранее выполнявшиеся бюджетными организациями, получают государственное финансирование. В прошлом году из бюджета республики им выделено более 450 млн рублей. Порядка 500 организациям предоставлены объекты недвижимости на льготных условиях.

Важным шагом стало придание социально ориентированным некоммерческим организациям статуса исполнителей общественно полезных услуг и создание соответствующего их реестра.

Наши НКО – тоже молодцы. Они не ждут пассивно помощи от государства, разрабатывают и активно продвигают собственные проекты в республике и на российских площадках, подают заявки на федеральные конкурсы, выигрывают гранты. Ещё три-четыре года назад не умели этого делать, а сейчас число победителей растёт.

Общая сумма привлечённых средств в прошлом году – более 62 млн рублей на 31 социальный проект. Это в два раза больше, чем в 2015 году, и раза в четыре больше, чем в 2014 году. Такой прогресс у нас сегодня уже имеется.

Сотрудничество институтов власти и гражданского общества способствует укреплению в регионах социальной стабильности, успешной реализации государственной политики, общественных инициатив, развитию местных сообществ. Мы отрабатываем разные формы партнёрства государства, муниципалитетов, гражданского общества – от «народных бюджетов» и инициатив людей по благоустройству населённых пунктов до участия общественников в разработке и реализации государственных и муниципальных программ.

Наши люди сегодня очень активно участвуют в благоустройстве своих населённых пунктов. Сами из своего кармана оплачивают часть работ. Часть денег выделяет муниципалитет. Безусловно, есть неплохие республиканские дотации в этой части. Люди на месте определяют, что для них важнее – канаву закопать, поправить ограду на кладбище или колодец отремонтировать. Таким образом, мы идём вместе в этой части.

Власть, безусловно, работает с общественниками. В резолюции III Гражданского форума содержалась рекомендация о создании единого координирующего органа по поддержке НКО. В конце прошлого года создан Ресурсный центр НКО в составе аппарата Общественной палаты. Он оказывает информационно-консультативную поддержку некоммерческим организациям, помогает им готовить заявочную кампанию по получению грантов.

Среди значимых задач по развитию НКО назову, во-первых, необходимость координации их деятельности. У нас в республике эту роль для них играет Общественная палата, которая реализует образовательные программы, обеспечивает организационно-правовое сопровождение. Сейчас завершается формирование её пятого состава.

Во-вторых, нужно расширять поле деятельности некоммерческого сектора на муниципальном уровне, поскольку получатели социальных услуг в большинстве своём – это жители муниципалитетов. Есть успешная практика по самоорганизации инициативных граждан по месту жительства, но многое здесь, конечно же, ещё предстоит сделать.

Есть определённое отторжение у муниципальной власти по отношению к нашим активным гражданам. Но это болезни роста, через это надо пройти. Не всё сразу получается. Конечно же, мы смотрим на работу наших муниципалитетов: если они правильно взаимодействуют с НКО, мы их всегда поддержим, если нет этой совместной деятельности, мы муниципалитеты поправляем.

Важной задачей является развитие общественного контроля. У нас сегодня в эту работу вовлечено порядка 1 200 активистов. Предложения по усилению совместного контроля органами власти и общественностью находят отражение в республиканских и муниципальных правовых актах.

Контролёров на самом деле у нас много, иногда даже более чем достаточно. Поэтому здесь тоже надо подходить творчески, не перегибать палку. Но в целом наши общественники помогают смотреть и за качеством дорог, и за состоянием дворов, подъездов. Собственно говоря, эту сферу замечают, видят, и я считаю, что это правильно.

Как показали результаты социологического опроса, проведённого в рамках подготовки к ежегодному Докладу о состоянии гражданского общества в Башкортостане в 2016 году, в числе наиболее волнующих жителей республики проблем отмечается «обеспокоенность разрушением нравственных ценностей и моральных норм» – 30 процентов.

Думаю, такая оценка ситуации характерна для жителей многих регионов. Мы действительно видим это как проблему. С одной стороны понимаем, что качество передач на телевидении, в средствах массовой информации порой нервирует наших людей. Не хотят они этих бесконечных ужасов, стрельбы, крови, насилия. Общество сопротивляется даже через оценку того, что идёт разрушение нравственных ценностей, моральных норм. Может быть, в основном, такую оценку дают люди старшего поколения, молодёжь менее критична в этой части. Но нам в этом смысле, безусловно, надо заниматься нравственным, трудовым, патриотическим воспитанием молодёжи.

Молодёжь тоже не особо поддаётся сейчас воспитательным процессам, тоже иголки выставляет. Но это жизнь, и никуда от этого не денешься. Значит, всё равно надо их привлекать к правильной жизненной ориентации.

С другой стороны, мы в своей работе взаимодействуем с теми ребятами, которые и так нацелены на позитив. А есть ещё теневая сторона общества, есть ещё значительное количество наших граждан, которые не идут на такой контакт, молодёжь не идёт на контакт. Что с ними делать? Конечно же, работать, вытаскивать их оттуда, с теневой стороны. Это очень сложно, намного сложнее, чем работать с позитивно настроенной молодёжью. С ней и работать-то особо не нужно. А вот негативная сторона жизни порой нам недоступна.

Сегодня Башкортостан входит в число лучших регионов страны по уровню организации патриотического воспитания, работы общественных, волонтёрских объединений, поисковых отрядов. Мы разделяем позицию ряда российских регионов, принявших свои законы о патриотическом воспитании.

Знаю, коллеги, что сегодня вы плодотворно поработали. Были круглые столы. С удовольствием послушаем то, что вы обсуждали, поучимся. Нам всем постоянно нужно учиться слушать, слышать друг друга. Только в таком формате мы сможем двигаться вперед.

Рәхмәт! Спасибо большое.

***

Стенограмма подхода к прессе:

КОРР.: Рустэм Закиевич, как Вы оцениваете степень и качество взаимодействия органов власти и общества?

Р. ХАМИТОВ: Хочу сказать, что власть в последнее время начала настоящий разворот в сторону некоммерческих организаций. Раньше не хватало такого взаимодействия по разным причинам, но в последнее время – буквально четыре-пять, может быть, чуть больше лет – такое взаимодействие наметилось. Это примета времени. Власть поняла, что без общества продвижение вперед невозможно. Строительство настоящего демократического государства без участия общественных организаций невозможно.

Сегодня мы видим, что значимое количество общественных организаций действительно участвуют в жизни и выполняют не только общественные, но и государственные функции, которые власть всё с большим энтузиазмом передаёт в руки НКО. Не может власть охватить всё многообразие жизни, а через некоммерческие организации вполне можно достигнуть самых сложных, болезненных, может, даже невидимых для власти точек. Поэтому сегодняшний путь развития государства во взаимодействии с некоммерческими организациями перспективен, важен и неизбежен со всех точек зрения.

У нас в республике тоже идёт процесс становления, порой достаточно болезненный. Есть варианты взаимодействия, противодействия, может быть, даже каких-то предконфликтных ситуаций, но всегда стараемся на основе договорённостей найти общий язык со всеми общественными организациями.

Надеюсь, что такая наша позиция прогрессивна и даст результат. И эти результаты есть. Сегодня наши республиканские НКО работают в очень многих направлениях. Я не говорю о том, что всё 5 000 зарегистрированных у нас общественных организаций, что называется, «рвут и мечут». Конечно, это не так. Но 500-700 надёжно работающих организаций у нас есть, и их количество увеличивается. Это очень хорошо.

КОРР.: Сергей Анатольевич, почему именно Башкортостан стал площадкой для проведения сегодняшнего круглого стола? Как Вы оцениваете опыт нашей республики в части поддержки институтов гражданского общества?

С. ГАВРИЛОВ: Перед нашей страной стоят серьёзные задачи привлечения гражданского общества к решению наиболее важных социальных проблем. Мы долго искали регион, субъект Федерации, где наиболее эффективно, системно эти вопросы уже решились или решаются.

Нам кажется, что именно здесь, в Башкортостане удалось найти эту уникальную формулу, которая позволяет, с одной стороны, объединить активность общества и направить её на решение острейших вопросов – социальной помощи, помощи инвалидам, сиротам, воспитания молодого поколения. И что особенно важно – в республике, в которой проживает более 100 национальностей основных конфессий, удалось добиться гармонизации отношений. И не просто гармонизации, а «соработничества», совместной деятельности, сотрудничества основных конфессий – ислама и русской православной церкви, иудаизма и буддизма – для решения основных задач.

Считаю, что позиция Государственной Думы выражена в том, что многонациональность и многоконфессиональность нашей страны – особенно на примере Башкортостана – это источник не слабости, а силы нашей страны. Это источник её правильного, эффективного развития в XXI веке.

Конечно, мы должны приложить немало усилий для того, чтобы развивать и совершенствовать наше законодательство о некоммерческих организациях, свободе слова, социально ориентированных некоммерческих организациях в сфере медицины, социального обслуживания. Мы считаем, что только такой системный подход может позволить этот опыт, который накоплен и формируется в Башкортостане, в дальнейшем применить в разной степени в других регионах нашей страны.

Это очень полезное, удивительным образом подготовленное мероприятие. Считаю, что Гражданский форум в Башкортостане – это событие не только народов республики. Это событие для гражданского общества всей нашей страны.
Следите за нашим Twitter-каналом, чтобы не пропустить самое интересное!

 
Смотрите также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Наверх